Выбор системы налогообложения предприятиями малого бизнеса. Выбор оптимального варианта налогообложения. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Предприниматели могут осуществлять свою деятельность, применяя одну из трех систем налогообложения: единый налог, подоходный налог или«упрощенка». Для выбора оптимального варианта лучше заранее просчитать, при какой системе ведение вашего бизнеса будет проще и выгоднее.

Каждая система налогообложения имеет свои плюсы и минусы, а также накладывает некоторые ограничения на осуществляемую деятельность.

Кто может применять

Единый налог (ЕН) Подоходный налог (ОУН) Упрощенка (УСН)
· Предприниматели оказывающие физическим лицам услуги, которые попадают под единый налог · Предприниматели осуществляющие розничную торговлю (за исключением торговли пивом, табачными изделиями, стиральными машинами, холодильниками, телевизорами, дисками, компьютерами, ноутбуками, моб. телефонами, з.ч. к автомобилям, газетами и журналами и рядом других товаров). При этом наличие документов на товары необязательно. Предприниматели по видам деятельности, которые не попадают под ЕН, должны применять ОСН или УСН. · Предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную торговлю (основное условие: на все товары нужны документы); · Предприниматели, оказывающие услуги организациям и предпринимателям; · Предприниматели оказывающие физическим лицам услуги, которые не попадают под ЕН.

Какие налоги платят

Единый налог (ЕН) Подоходный налог (ОУН) Упрощенка (УСН)
· Единый налог. Ставки налога зависят от населенного пункта и вида осуществляемой деятельности. · НДС в фиксированной сумме. Рассчитывается как двойная ставка единого налога. НДС в фиксированной сумме платят предприниматели при торговле товарами, на которые нет документов (накладных). · Также предприниматели производят доплату единого налога в размере 8% от суммы превышения выручки над тридцатикратным размером уплаченного за месяц единого налога. Подоходный налог составляет 15% от дохода. Предприниматель обязан работать с НДС если выручка за три месяца превысила 40 000 €. Налог при УСН зависит от ставки: · 7% от выручки для предпринимателей, не уплачивающих НДС; · 5% от выручки для предпринимателей, уплачивающих НДС; · 15% от валового дохода (ВД), только при розничной торговле (ВД = выручка – расходы на приобретение товаров). · 2% от выручки при экспорте товаров и услуг. Предприниматель обязан работать с НДС если выручка с начала года превысит 3,4 млрд. бел. руб.

Из чего состоит учет

Какую отчетность подают

Преимущества и недостатки

Единый налог (ЕН) Подоходный налог (ОУН) Упрощенка (УСН)
· Простой учет. · Возможность осуществлять розничную торговлю товарами без документов подтверждающих приобретение (накладных). · Выгодно в случаях, когда выручка от торговли и оказания услуг небольшая. · Нельзя торговать и оказывать услуги предпринимателям и организациям (кроме продажи товаров организациям для личного потребления). · Нельзя торговать определенными группами товаров. · Возможность торговли и оказания услуг предпринимателям и организациям. · Наиболее выгодная система налогообложения при оптовой и розничной торговле, а в большинстве случаев и оказании услуг с высокими расходами. · Сложный учет. Множество книг. · Необходимо наличие документов на все товары. · Возможность торговли и оказания услуг предпринимателям и организациям. · Различные ставки налога (в том числе сниженные для предпринимателей оказывающих услуги в малонаселенных пунктах). · Простота учета. Ведется всего одна книга. · Выгодно при оказании услуг с низкими расходами

Как перейти

Налоговое планирование.

Налоговое планирование - это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

Составными частями (этапами) НП являются:

§ определение главных принципов;

§ анализ проблем и постановка задач;

§ определение основных инструментов, которые может использовать организация;

§ создание схемы;

§ осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

§ риски налогового контроля

§ риски усиления налогового бремени

§ риски уголовного преследования

Анализ проблем и постановка задач

Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.

Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП.

Инструменты НП - налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).

2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).

5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).

6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, разработка схем международного налогового планирования - взаимодействия в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально - производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

При осуществлении НП организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово - хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. Схема НП представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.

При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т. д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.

Обычно изменения, которым подвергается налоговое законодательство, вступают в силу не сразу после принятия соответствующих документов, а по истечении определенного периода времени (вплоть до нескольких лет). Таким образом, сотрудники организации, создающие схемы налогового планирования, могут заранее ознакомиться с нормативными правовыми актами и понять, какие налоговые выгоды можно извлечь из их применения.

Самый ответственный период для создания новых схем налогового планирования - последние недели перед началом нового года, так как большинство изменений, могущих выгодно оптимизировать налогообложение, вступают в силу с 1 января каждого года. В некоторых случаях требуется изменить те или иные положения учетной политики организации в целях налогообложения.

По состоянию на 2020 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 6 режимов налогообложения: 1 общий (ОСН) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, НПД).

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Бесплатная консультация по налогам

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжелым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчетности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами, под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с заранее выбранной ими облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) – специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определенных видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД является то, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством.

Обратите внимание! 2020 год — последний для применения ЕНВД. С 01.01.2021 этот режим отменяется . Но уже в 2020 году применять его не смогут организации и ИП, которые занимаются продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке: обуви, лекарственных препаратов, а также одежды и аксессуаров из натурального меха. Кроме того, ЕНВД перестанет действовать с начала 2020 года в Пермском крае — так решили местные законодатели.

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ.

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наемных работников у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определенные виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчете стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России.

Налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход (НПД) действует в 2020 году в 23 регионах России в качестве эксперимента. Применять его могут самозанятые лица и ИП. У плательщиков не должно быть наемных работников, они не могут заниматься торговлей. Лимит на годовой доход — 2,4 млн рублей.

Налогом облагается весь полученный доход, расходы не учитываются. Ставки такие: 4% — если он получен от физических лиц, 6% — от организаций и ИП. Учет операций ведется в личном кабинете, там же формируются чеки. Налог ежемесячно рассчитывает ИФНС, отчетности подавать не нужно.

Совмещение систем налогообложения

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения (каких именно вы можете посмотреть в

Ярославская Оксана Константиновна

студент факультета трансферных специальностей УЛГУ, г. Ульяновск

Заббарова Ольга Алексеевна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» факультета экономики УЛГУ, г. Ульяновск

Для любого государства налоговая система является одним из важнейших регуляторов экономического развития, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги, как и в целом налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. В зависимости от применяемого предприятием режима налогообложения зависит сумма налогов, которые уплачиваются в бюджет государства, что в свою очередь ведёт к формированию определённых затрат предприятия, связанных с необходимостью исполнения налоговых обязательств перед бюджетом страны.

Налог считается установленным лишь когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налогов; сроки и порядок уплаты налога.

Существует 2 режима налогообложения: общий режим и специальные налоговые режимы, их имеют право применять определенные категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также существует 3 вида специальных налоговых режимов, которые могут применять малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями:

· Упрощённая система налогообложения или УСН;

· Единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН;

· Единый налог на вменённый доход или ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 могут применять патентную систему налогообложения .

ЕСХН и ЕНВД больше применимы к специфическим видам деятельности организаций (например, производство или переработка сельскохозяйственной продукции), да и, к тому же, право выбора данных налоговых систем ограниченно законодательно. По этой причине предметом изучения мы выбрали упрощенную систему налогообложения и общий режим налогообложения, которые могут применять малые предприятия при соблюдении определенных нормативов деятельности.

Правильный выбор системы налогообложения не всегда зависит от желания или нежелания налогоплательщика, а в первую очередь определяется законодательством. Несмотря на кажущуюся строгость ограничений по применению тех или иных систем налогообложения, практически всегда есть возможность применять наиболее выгодную систему налогообложения. Манипулируя системами налогообложения вполне реально минимизировать налоговую нагрузку предприятия, а по отдельным налогам свести сумму платежа до нуля .

Ключевым фактором, который определяет наиболее выгодную схему налогообложения, является суммарная налоговая нагрузка, но иногда существенную роль могут играть и другие составляющие, например:

· Бухгалтерское сопровождение, а именно его стоимость и сложность, налоговый учет;

· необходимость оформления первичных документов;

· необходимость учета операций с основными средствами;

· порядок налогообложения дивидендов;

· Оплата труда и обеспечение наемных работников;

· наличие и эффективное применение законных способов уменьшения налогового бремени.

И так, при применении общего режима налогообложения налоги уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Данная система подходит для тех предприятий, которые не подпадают под действие закона о ЕНВД. Данная система налогообложения дает возможность:

· осуществлять разные виды деятельности, не лимитируя при этом суммы выручки,

· возмещать из бюджета сумм НДС, как по приобретенным основным средствам, так и по другим основаниям,

· неограниченной численности работников

· другие важные показатели в деятельности предприятия.

Общий же режим налогообложения отличается своей сложностью, которая заключается в необходимости ведения полноценного учёта (бухгалтерского, налогового).

Предприятия, применяющие общий режим налогообложения в 2013 году уплачивают следующие виды налогов и сборов:

Налог на добавленную стоимость (НДС) - взимается по трем налоговым ставкам в зависимости от объекта налогообложения 18 %, 9 %, 0 %. суммы НДС применяется счёт-фактура.

Налог на прибыль - налоговая ставка 20 %;

Налог на имущество - налоговая ставка до 2,2 %;

Прочие налоги в соответствии с составом имущества предприятия.

Один из недостатков общего режима налогообложения является то, что предприятия теряют партнеров, которые применяют УСН, т.к. последние становятся в этом случае конечными плательщиками НДС а предприятие, которое применяет общий режим налогообложения утрачивает право его возмещения НДС из бюджета.

Упрощенная система налогообложения (УСН) относится к специальным режимам налогообложения, носит заявительный характер.

Данная система подходит для тех организаций, доход по итогам года у которых не превысил 60 млн. руб., остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн. руб., средняя численность работников не превышает 100 человек. В уставном капитале предприятия, применяющего УСН, доля участия других организаций не должна превышать 25 %, это важно знать для предприятий, собирающихся применять данную систему.

Согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют права применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства), также банки, страховщики, инвестиционные фонды, частные нотариусы, адвокаты и т.д.

С 2013 года срок подачи уведомлений о переходе на упрощенную систему налогообложения продлен до 31 декабря года, предшествующего календарному году, начиная с которого организации переходят на уплату УСН. Для вновь созданных организаций срок подачи уведомлений для перехода на УСН с 1 января 2013 года увеличен с 5 до 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе .

Применение данной системы налогообложения подразумевает:

1. Замену трех налогов одним: освобождение от налога на прибыль, налога на имущество, НДС. Исключением является НДС, подлежащий уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

2. Возможность выбора объекта налогообложения самим налогоплательщиком. Если применяется ставка 6 %, то объектом налогообложения признается общая сумма доходов, которые поступают в организацию. В совокупный доход налогоплательщика, признаваемый по моменту начисления, в соответствии с главой 25 НКРФ включается выручка, авансы, для торговых предприятий, работающих по договорам комиссии - комиссионное вознаграждение. Сумма расходов в этом случае не уменьшает налогооблагаемую базу и документально подтверждать понесенные расходы организации не следует.

Если применяется ставка 15 %, то объектом налогообложения будет признаваться разница между доходами и расходами.

3. Сокращение объема сдаваемой отчетности и упрощение налогового учета.

4. Освобождение организации от ведения бухучета. Но сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и учета основных средств, и предоставления статистической отчетности.

Проведем сравнительный анализ налоговой нагрузки условного малого предприятия при применении различных режимов налогообложения.

Например, за отчётный период (квартал) ведения хозяйственной деятельности малое предприятия получило следующие результаты и показатели:

Выручка от продаж (нетто) - 300 000 руб.;

Фонд заработной платы - 50 000 руб.;

Постоянные и переменные расходы составили - 70 000 руб.

При применении ставки 6%, объектом налогообложения являются доходы организации.

1. Налог на доходы физических лиц - 50 000 * 13 %(ставка НДФЛ)= 6 500 руб.;

5. Единый налог - 300 000 * 6 %= 18 000 руб.;

Согласно законодательству, мы можем из единого налога вычесть взнос в пенсионный фонд (но не более 50 % от суммы единого налога, то есть не более 9 000 руб.) 18 000 – 9 000 = 9 000 руб.

Общая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет составит: 6 500+11 000+1450+2550+ 9 000=30 500 руб.

Теперь рассчитаем, величину прибыли, после уплаты налогов, полученной организацией: 300 000 – 70 000 – 30 500 – (50 000 – 6 500)= 166 000 руб.

При применении ставки 15 %, объектом налогообложения являются доходы за минусом расходов организации.

Пример расчёта налоговых взносов по УСНО со ставкой 15 % (объектом налогообложения возьмём доходы за минусом расходов).

Рассчитаем, какие налоги организация выплатит в 2013 г за отчётный квартал:

1. НДФЛ - 50 000 * 13 %(ставка НДФЛ)= 6 500 руб.;

2. Взнос в пенсионный фонд - 50 000 * 22 % = 11 000 руб.; (не администрируется налоговой службой)

3. Взнос в фонд социального страхования - 50 000 * 2,9 %= 1450 руб.; (не администрируется налоговой службой)

4. Взнос в фонд обязательного медицинского страхования - 50 000 * 5,1 %= 2550 руб.; (не администрируется налоговой службой)

5. Единый налог - 300 000 – 120 000 – 11 000* 15 %=23350 руб.;

В расходную часть для расчёта налоговой базы включены различные расходы в сумме 120 000 руб. (при наличии фактической уплаты) и взносы в Пенсионный фонд в сумме 11 000 руб. (данную сумму налогоплательщик в праве включить в полном объёме при наличии уплаты).

Однако, в этом случае, сумма единого налога составила менее величины минимального налога 300 000*1 %=30 000 руб. 23350< 30 000 поэтому в бюджет следует уплатить сумму минимального налога.

Общая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет составит: 6 500+11 000+1450+2550+30 000= 51 500 руб.

Теперь рассчитаем, величину прибыли, после уплаты налогов, полученной организацией: 300 000 – 70 000 – 51 500 – (50 000 – 6 500) – 11 000 = 124 300 руб.

Следует отметить, что при налогообложении по УСН моментом формирования налоговой базы признается факт зачисления денежных средства и фактической оплаты, т. е. доходы и расходы включается только с момента полной оплаты за предоставленные (полученные) услуги или реализованный (приобретённый) товар.

Общий режим налогообложения распространяется в равной мере на все коммерческие предприятия, крупное оно, среднее или малое. При данном режиме все объекты учета можно разделить на две группы: средства, которыми владеет предприятие, или активы, и вторая группа - это источники средств или пассивы. Данная система подходит для всех видов деятельности предприятий, которые не подпадают под действие закона о ЕНВД.

Для проведения сравнительного анализа систем налогообложения, используем условное предприятие у которого отсутствует земля в собственности, недвижимое имущество, транспортные средства. Предположим, что имущество и транспортные средства арендуются.

Рассчитаем, какие налоги организация выплатит в 2013 г за отчётный квартал:

1. НДФЛ - 50 000 * 13 % (ставка НДФЛ)= 6 500 руб.;

2. Взнос в пенсионный фонд - 50 000 * 22 % = 11 000 руб.; (не администрируется налоговой службой)

3. Взнос в фонд социального страхования - 50 000 * 2,9 %= 1450 руб.; (не администрируется налоговой службой)

4. Взнос в фонд обязательного медицинского страхования - 50 000 * 5,1 %= 2550 руб.; (не администрируется налоговой службой)

5. Налог на прибыль организаций - 300 000 – 120 000 – 15 000 * 20 %=33 000 руб.; В расходную часть для расчёта налоговой базы включены различные расходы в сумме 120 000 руб. и страховые платежи во внебюджетные фонды в сумме 15 000 руб. Моментом определения налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиком выбран метод начисления, т.е. момент отгрузки, возможно без уплаты.

6. Налог на добавленную стоимость определяется в % отношении от суммы полученной выручки и составит 300000 х. 18 %(ставка) =54000 руб.

ООО произвело прочие расходы на сумму 70000 руб. Предположим, что расходы совершены ООО с учётом выделенного НДС продавцами (поставщиками). Таким образом, в нашем случае ООО фактически оплату контрагентам- поставщикам не производила, но предъявить бюджету сумму налоговых вычетов по полученным и оприходованным ценностям и услугам вправе. В нашем примере вычеты по НДС по приобретённым товарам, работам (услугам) составили 70000 руб. х. 18 =12600 руб.

Таким образом, НДС к уплате составит: 54000 – 12600 = 41400 руб.

Общая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет составит:

6 500+11 000+1450+2550+ 33 000 +41400 = 74 400 руб.

В данном случае, в связи с отсутствием у ООО имущества, земли, транспортных средств налоги уплачивать не придётся.

Таблица 1.

Сравнительный анализ общих сумм налогов исчисленных при различных режимах налогообложения

N п/п

Режим налогообложения

Общая сумма сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, руб.

Общая сумма налоговой экономии, руб.

УСН(доходы) - 6 %

УСН (доходы-расходы) - 15 %

Общий режим налого-ния

На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что наименьшая сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет по данному условному предприятию возникает применительно к упрощённой системе налогообложения.

Проведенный сравнительный анализ режимов налогообложения подтверждает необходимость и эффективности налогового планирования и налоговой оптимизации на предприятиях, позволяет достичь определенной налоговой экономии и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика.

Несомненно, вышеперечисленные преимущества делают упрощенную систему налогообложения весьма привлекательной для налогоплательщика. Но следует отметить, что для оценки целесообразности ее применения необходимо отметить и риски, которые возникают при применении УСН, а также некоторые ограничения при ее применении:

·Вероятность утраты права на применение УСН в случае превышения по итогам года размера полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов и средней численности работников при расширении финансово-хозяйственной деятельности предприятия .

·Отсутствие права на открытие филиалов и представительств.

·Отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской, страховой).

·Включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые впоследствии могут оказаться ошибочно зачисленными суммами. Учет в составе расходов только оплаченных затрат (например, невыплаченной заработной платы).

·Отсутствие обязанности уплачивать НДС может привести к потере покупателей-плательщиков НДС. Компаниям, которые уплачивают НДС, на заинтересованы в покупке товаров (работы, услуги) у компаний-«упрощенцев» по цене, аналогичной ценам конкурентов, в которых учтен НДС. Ведь сумму НДС, которую предъявит поставщик, можно принять к вычету, то есть уменьшить на нее свой собственный НДС к уплате в бюджет.

·Отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, в результате перехода на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе при УСН.

Недостатки данного режима в том, что: имеются также ограничения по применения данной системы налогообложения, а также в случае высокого удельного веса заявленных расходов у налогоплательщика не имеется возможности минимизировать налог до нуля, в данном случае налогоплательщик обязан исчислить минимальный налог в размере 1 % от суммы полученного дохода за год.

При выборе режима налогообложения УСН организации малого бизнеса должны обоснованно выбирать объект налогообложения (доходы или доходы за минусом расходов) в зависимости от специфики бизнеса и перспектив его развития в течении планируемого периода деятельности. Это позволит своевременно изменить режим налогообложения и существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес.

Правильный подход к выбору наиболее выгодной системы налогообложения - это залог успешного развития предприятия, и насколько грамотным будет подход при выборе той или иной системы налогообложения, настолько предприятие сможет впоследствии сократить свои отчисления в бюджет, и следовательно сохранить дополнительные средства, которые возможно будут впоследствии направлены на развитие предприятия.

Список литературы:

  1. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. - 480 с.;
  2. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.: Кнорус, 2007. - 304 с.;
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013)// «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340; «Собрание законодательства РФ», 13.05.2013, № 19, ст. 2321
  4. Учет налогоплательщиков - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.nalog.ru/gosreg/reg_fl/ (дата обращения 01.04.2013).

Попался тут на Slon.ru обзор, грамотно расставляющий все по части систем налогообложения. Что в свете последних подвижек в законах мне кажется ой как полезно. Тем более, как ни крути, решив начать собственный бизнес, вам придется выбрать систему учета налогов.

А сделать это не так-то и просто – ведь их теперь целых 5: общая, упрощенная, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. Что и как выбрать, сколько платить и как сэкономить? Уверена: дочитав до конца, вы сумеете разобраться.

Из 5 систем налогообложения абсолютно универсальная только одна – общая система. На ней может работать как мелкий торговец, так и концерн-монополия. Для общего режима нет ограничений по виду деятельности, и это – плюс. Минус же – сложное налогообложение. Без бухгалтера с ней не совладать.

Остальные 4 режима – это т.н. спецрежимы, ориентированные на “поддержку” малого бизнеса. С 2013 года вы можете выбрать любой из них. По ним налоги считать и платить значительно проще. Однако есть ряд моментов, которые следует знать, дабы не прогореть в первый же год предпринимательства.

1. Общая система налогообложения (ОСНО)

Если при регистрации вы не подадите в налоговую заявление на один из спецрежимов, то по умолчанию попадете на ОСНО. Основным налогом для вас будет налог на прибыль организаций – 20% от прибыли. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) – 13% от доходов, т. н. подоходный налог (НДФЛ). Помимо этих налогов, будет налог на добавленную стоимость – НДС (в основном 18%) и налог на имущество организаций.

Суть НДС в том, что в бюджет вы платите разницу между “исходящим” НДС, который вы накидываете своим покупателям, и “входящим” НДС, который накидывают вам поставщики.

Святая цель контролеров, чтобы сумма, которую вы заплатите в бюджет, была больше. А значит, чтобы “входящего” НДС вы могли предъявить к вычету меньше. Отсюда и жесткие требования к заполнению счетов-фактур, к датам, указанным товарам и услугам, реквизитам контрагентов и пр.

Процедуры, связанные с расчетом НДС, сложны и требуют учетных программ и бухгалтера. Поэтому начинающему и растущему бизнесу лучше смотреть в сторону УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН. Главное – при регистрации подать заявление на нужный режим.

2. Упрощенная система налогообложения (УСН)

Упрощенная система налогообложения (упрощенка ) полностью заменяет общий режим. Упрощенец может забыть о налоге на прибыль (НДФЛ), НДС и налоге на имущество. Вместо трех этих монстров он получает один простой налог: 6% с доходов или от 5 до 15% разницы между доходами и расходами (зависит от региона ). Объект налогообложения можно выбирать 1 раз в год.

Вы не сможете применять УСН, если:

  • Вы – организация, и ваш доход за 9 месяцев превысил 45 млн рублей. Или в текущем году вы заработали более 60 млн руб.
  • Уставный капитал вашей организации более чем на 25% состоит из вклада другой организации.
  • Вы занимаетесь производством подакцизных товаров или одним из видов деятельности, перечисленных в п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, т.е. вы – организация с филиалами или торгуете ценными бумагами, или, вообще, банк.

Выбирая упрощенную систему налогообложения, определитесь с объектом налогообложения (с чего будете платить налог: с “доходов” или с “доходов минус расходы”) :

  • Если у вас мало расходов, которые вы сможете подтвердить перед государством, то вы можете выбрать объект “доходы” и платить с выручки 6% налога. Из суммы налога можно вычесть до 50% в размере сумм платежей по страховым взносам в фонды (ПФР, ФОМС, ФСС).
  • Однако, если доля расходов велика – зарплата работников и отчисления за них в фонды, проценты агентам, расходы на офис и коммуналку, плата поставщикам за товары и материалы, то логичнее платить 15% с разницы между доходами и расходами.

Подводный камень. 3 раза в год вы должны будете заплатить аванс – 15% от прибыли за квартал, полугодие и 9 месяцев. А по окончании года вы посчитаете налог в целом за год и посчитаете 1% от доходов. Если сумма налога будет меньше 1%, то на упрощенке “доходы минус расходы” вы заплатите этот 1% в качестве “минимального” налога. Авансовые платежи можно вернуть или зачесть на будущее.

Другой подводный камень – тот же, что и для налога на прибыль или НДС. Государство не заинтересовано в том, чтобы вы платили меньше налогов. Поэтому список расходов, которыми можно уменьшать налоговую базу, ограничен. Отсюда – сложности с контролерами: нужно доказать право учесть расход и учесть его правильно, в нужном размере и в нужное время. Для этого вам может понадобиться помощь бухгалтера или веб-сервиса.

3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Этот режим во многом похож на упрощенку. Основное его отличие от УСН в том, что применять его могут только сельхозпроизводители. Чтобы стать плательщиками ЕСХН, вы должны сами выращивать, перерабатывать и продавать сельхозпродукцию. И доля такой деятельности в вашем бизнесе должна быть не менее 70%.

Налог в данном случае платится в размере 6% с разницы доходов и расходов. Расходы, так же как в УСН, находятся в закрытом перечне (см. статью 346.5 НК РФ ). Отсюда все те же грабли, что и на упрощенке – необходимость обоснования расходов, правильность включения их в налоговую базу и пр.

УСН и ЕСХН – это спецрежимы, которые полностью заменяют собой общую систему налогообложения. Вы не можете применять их одновременно с общей системой. А величина налога зависит от величины доходов или оборота.

Но иногда случается, что проще отдавать государству фиксированную сумму, используя “локальные” системы налогообложения – ЕНВД и патент (или ПСН). Локальные они потому, что применяются в отношению конкретного вида деятельности и могут сосуществовать в рамках одной организации (или ИП) наряду с упрощенкой, ЕСХН или общим режимом.

4. Единый налог на вмененный налог (ЕНВД)

ЕНВД, как и УСН, заменяет 3 “плохих” налога на 1. Причем этот налог фиксированный и платится по конкретному виду деятельности. То есть, каждый квартал вы платите одну и ту же сумму налога, независимо от того, был у вас доход или нет. Так что, первый плюс этого режима – простота расчета налога.

Второй плюс – плательщики ЕНВД могут уменьшать сумму налога до 50% на страховые платежи в фонды. ИП без сотрудников – на все 100%. Но тут государство уже начало закручивать гайки, и с 2013 года ИП с сотрудниками не может уменьшать налог по ЕНВД на взносы “за себя”.

Третий плюс – еэнвэдэшникам можно не использовать кассовую технику. Кто имел дело с кассовым аппаратом, знает, какой это букет проблем.

Минусы , как водится, тоже есть. ЕНВД – очень “узкий” режим налогообложения, и его по незнанию очень легко нарушить. Например, вы торгуете мебелью. А тут клиент, которому надо доставить мебель в офис. Вы пишете с ним договор, обязуясь поставить директорский стол в срок и в нужном качестве.

Однако налоговая такую сделку опознает как не-ЕНВДшную. А значит, обложит в лучшем случае “упрощенным” налогом, а в худшем – прибылью, НДС и… дальше можно не продолжать.

Каждый вид деятельности по новому адресу нужно учитывать отдельно. Даже отчитываться приходится в разные налоговые. Налог считается, исходя из физического показателя, – это может быть количество работников, площадь помещения или количество машин.

Чтобы иметь возможность применять ЕНВД, проверьте себя на соответствие следующим критериям :

  • На территории вашего города (района ) можно применять ЕНВД (например, в Москве и Питере ЕНВД практически нет ). Должен быть закон местного органа власти из серии “О введении на территории N-ска налога на единый вмененный доход”. Закон можно найти в налоговой или на сайте местной администрации.
  • Ваш вид деятельности должен подходить под описание разрешенных видов в ст. 346.26 НК РФ.
  • Доля другой организации в вашем уставном капитале не превышает 25%.
  • Численность ваших работников не превышает 100 человек.
  • Вы – не сельхозпроизводитель, который продает продукцию собственного производства, да еще и сидит на ЕСХН.

Если вы прошли этот чек-лист, можете встать на учет в налоговой в качестве плательщика ЕНВД. Правда, насладиться этим противоречивым созданием можно примерно до 2018 года.

5. Патентная система налогообложения (ПСН)

Патент – наше все 2013 года. Раньше это была недоупрощенка. Теперь – полноправная система налогообложения. Суть ее в том, что вы покупаете патент на определенную деятельность, например, на торговлю горячим шоколадом. Однако применять ее могут только ипэшники. Естественно, от уплаты НДФЛ и НДС вы освобождаетесь. Но при условии, что :

  • у вас не более 15 человек численности;
  • доходы не превышают 60 млн рублей в год;
  • ваш вид деятельности подпадает под данный режим (перечень см. в п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Патент выдается на срок от месяца до года. Стоимость его определяется в регионах, исходя из величины потенциально возможного к получению дохода (это от 100 тыc. до 1 млн руб. ). Соответственно, даже если вы торгуете одним и тем же шоколадом, но в Мурманске и в Сочи, вам придется купить 2 патента.

Вы можете посчитать сами стоимость своего патента, если знаете потенциально возможный доход. Если нет, то узнать его можно в налоговой, в интернете (если поискать региональный закон по патентной системе налогообложения). Формула для расчета проста:

(Д х 6%) х Т/12 , где Д – потенциально возможный доход, Т – время, на которое вы берете патент.

Чем хорош патент? Нет никакой отчетности, только оплатите патент в положенные сроки. Налог фиксированный. Не нужно применять кассовую технику. Есть льготы для взносов в фонды за работников (20% в ПФР + индивидуальные копейки в ФСС).

Чем он плох? Нельзя уменьшать стоимость патента на взносы ИП “за себя”. Как вам идея выкинуть 35 тыс. руб. на ветер, т. е. на пенсию? Может применять только ИП. Для контроля превышения лимита в 60 млн рублей суммируются доходы как по патенту, так и по обычной упрощенке.

Проблема выбора оптимальной системы налогообложения является очень важной и актуальной для субъектов малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства является неотъемлемым условием эффективного функционирования рыночной экономики.

Малое предпринимательство – это составляющий и необходимый элемент рыночного механизма, а также деятельность, направленная на развитие народного хозяйства, ускорение процесса внедрения новых технологий, увеличение численности занятых работников, повышение качества продукции, решение социальных проблем, в общем, создание таких экономических условий, без которых невозможна высокая эффективность рынка. Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вступившему в силу с 1 января 2008 г., предпринимательство можно считать малым, в том случае если число работников не превышает 100 человек. Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предыдущий календарный год не должна быто более 400 млн руб. и доля участия в капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.

Система налогообложения малого бизнеса в России в последнее время развивается в тяжелых условиях, т.к. налоговое законодательство подвергается непрерывным изменениям. Поэтому крайне важно выбрать подходящий для своего предприятия режим налогообложения, который позволит сократить налоговые выплаты и увеличить прибыль.

По состоянию на 2014 год, согласно налоговому законодательству, доступны следующие режимы и системы налогообложения в России:

1. Общая система налогообложения (ОСН);

2. Упрощенная система налогообложения (УСН);

3. Единый налог на вменѐнный доход (ЕНВД);

4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

5. Патентная система налогообложения (ПСН).

К выбору системы налогообложения субъектам малого предпринимательства следует подойти очень обдуманно, потому что верный выбор налогообложения сокращает издержки предприятия, позволяет ему развиваться и нести посильное налоговое бремя.

Общая система налогообложения (ОСН) может применяться без ограничения всеми налогоплательщиками для любых видов деятельности. Общая система налогообложения является самым трудным налоговым режимом в области уплаты налогов. Основным недостатком данного режима является громоздкость в отчетности. А также применение ОСН требует очень значительных трат на ведение бухгалтерского учета в отличие от остальных налоговых систем. Этот режим нельзя определить как наилучший для большинства малых компаний и начинающих предпринимателей.

Упрощенная система налогообложения – это режим, применяемый для налоговой поддержки малого бизнеса, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. Данный режим налогообложения является добровольным. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает уплату единого налога вместо налога на прибыль, НДФЛ, НДС и налога на имущество. Ведение бухгалтерского учета и отчетности предусмотрено в упрощенном виде.

Единый налог на вмененный доход– это специальный налоговый режим, который применяется только для определённых видов деятельности. Существенной особенностью ЕНВД, является то, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД рассчитывается исходя от величины планируемого дохода предпринимателя, который устанавливается государством. К отрицательной стороне режима можно отнести лишь необходимость уплаты налогов, даже если предприятие находится в убыточном положении.

Единый сельскохозяйственный налог - специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных предпринимателей. Так же как и любой специальный режим, ЕСХН одним единым налогом заменяет несколько основных налогов: НДФЛ, налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Право использования ЕСХН имеют индивидуальные предприниматели и организации, у которых доход от ведения сельскохозяйственной деятельности превышает 70% от всего дохода. ИП и организации, которые не являются производителями сельхозпродукции, а только занимаются еѐ первичной и последующей переработкой, не имеют право применять ЕСХН.

Патентная система налогообложения– специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наѐмных работников, у них не должна превышать 15 человек. ИП обладают правом задействовать патентную систему в одно время с другими системами налогообложения, переход на нее является добровольным.

Подводя итог, можно сказать, что у каждого режима налогообложения имеются свои положительные и отрицательные моменты. Однако дать четкий определенный ответ невозможно, т.к. для выбора эффективной системы налогообложения необходимо обращать внимание на особенности функционирования организации, ее виды экономической деятельности, количество работников, организационно-правовую форму и множество других важных факторов. Это поможет правильно выбрать будущую систему налогообложения, а, следовательно, минимизировать планируемые расходы и увеличить прибыль.

Список литературы

1. Адаменко, А.А. Предприятия малого предпринимательства как субъект бухгалтерского учета / А.А. Адаменко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2007. – № 29. – С. 11-16.

2. Башкатов, В.В. Оптимизация налогообложения организаций, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, в системе управленческого учета / В.В. Башкатов, С.А. Туницкая// Потенциал современной науки. – 2014. – № 6. – С. 28-31.

3. Башкатов, В.В. Оптимизация налогообложения при применении единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения индивидуальным предпринимателем / В.В. Башкатов, Д.С. Ташева// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 02. – С. 867.

4. Башкатов, В.В. Переход на упрощенную систему налогообложения как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта / В.В.Башкатов, Е.Е.Малых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 03. – С. 1023.

5. Жминько, Н.С. Методика оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций краснодарского края / Н.С. Жминько, А.Е. Жминько // Экономика региона. – 2014. – № 2. – С. 161-170.

6. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. для вузов / В.Г. Пансков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 445 с.

7. Сафонова, М.Ф. Информационное обеспечение налогового аудита строительных организаций: международный опыт и российская практика / М.Ф.Сафонова, Д.С. Резниченко // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 39. – С. 44-52.

8. Сафонова, М.Ф. Подходы к организации аудита налога на прибыль торговых организаций / М.Ф. Сафонова, Е.А. Щербакова // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 35. – С. 30-42.

9. Сигидов, Ю.И. Автоматизация управленческого учета обязательств перед бюджетом по налогам / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2012. – № 10. – С. 83-87.

10. Сигидов, Ю.И. Налоговые расчеты в системе управленческого учета: монография / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов. – Краснодар, 2013. – 242 с.

11. Сигидов, Ю.И. Трансфертное ценообразование как метод оптимизации налогообложения / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. – № 4. – С. 48-53.

12. Толмачев, И.А. Применение различных систем налогообложения: проблемы совмещения / И.А.Толмачев. – М.: ГросМедиа: РОСБУХ, 2009. – 350 с.

13. Цукахин, А.Б. Состояние развития малого и среднего предпринимательства России как фактор обеспечения экономической безопасности региона / А.Б. Цукахин// В сборнике: Механизм экономико- правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы Материалы VII-й международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2014. – С. 437-442.

14. Ясменко, Г.Н. Методика расчета финансовых результатов в современных условиях / Г.Н. Ясменко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2007. – № 27. – С. 286-295.