Что включает в себя подростковая культура. Способы развития культуры личности подростка в современном обществе. Понятие формальных и неформальных коллективов подростков


Культура? Совокупность результатов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, все, что сделано человеком. Совокупность результатов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, все, что сделано человеком. Система определенных ценностей. Система определенных ценностей. Образ жизни народа, его традиции, обычаи, духовные представления, язык и т д. Образ жизни народа, его традиции, обычаи, духовные представления, язык и т д.




Общества подростков Формальные Школьные общества. Например, клубы, спортивные секции, театральные кружки. Эти общества созданы при участии взрослых, обязательно зарегистрированы, вписаны в структуру каких - либо учреждений и организаций.Формальные Школьные общества. Например, клубы, спортивные секции, театральные кружки. Эти общества созданы при участии взрослых, обязательно зарегистрированы, вписаны в структуру каких - либо учреждений и организаций.Неформальные отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер Неформальные организации бывают: большие и малые, постоянные и случайные, разновозрастные и одновозрастные, однополые и разнополые.Неформальные Подростковые общества -различные по полу, возрасту, интересам участников


Неформальные группы? Хиппи: изначально - дети цветов. Протестовали и протестуют против войн. Сейчас чистый вид хиппи встретить можно только среди старшего поколения, младшее поколение в основном берет лишь атрибутику. Общий внешний вид: длинные волосы без укладки, свободные одежды из натуральных материалов, легкая обувь. Украшения и аксессуары преимущественно ручной работы: браслеты из бисера (феньки), украшения для волос (хайратники), вязаные из ниток или сшитые из лоскутов сумки. В качестве сленга до сих пор используется исковерканный английский язык. Часто хиппи являются вегетарианцами (в том числе отказываются носить мех и кожу


Готы Субкультура похожая на панк-культуру. В основном готы эстеты, любители красивой одежды, задушевных бесед. Правда, одежда в основном черная, а беседы о смерти. Их культура в недолговечности жизни. Они увлекаются мистическими практиками и эзотерикой, разговорами с духами. Часто пользуются макияжем - черный лак для ногтей, много белой пудры на лице, подчеркнутые черным глаза. Обувь предпочитают или классическую, или же вычурно-эффектную (высокие шпильки, платформы). В последнее время среди готов стало модно носить анк (анкх), египетский символ. Среди странных привычек - прогулки на кладбищах, встречи в полнолуние в местах мистического значения.


Эмо: эмо-киды Это некая смесь панка и готов. В отличии от панков слишком опрятны, в отличии от готов чересчур эмоциональны. Сочетание цветов, по которому эмо- кида видно за версту - черный и ярко розовый. Одежда обтягивающая, преимущественно детская, очень часто меньшего размера, чем нужно. Аксессуар - шарфик, желательно розовый. На сумке болтаются два десятка значков и плюшевая игрушка, выпотрошенная и залатанная грубыми нитками (чтоб жальче было). Разбитое сердце на куртке, косая рваная челка, причитания по поводу жестокости жизни, примерно так можно описать эмо. На самом деле эти люди стараются не скрывать душевных травм и очень часто следуют веганским традициям.


Хип-хоперы В общем, они же и рэпперы. Слушают соответственную музыку, одеваются в одежду на пару размеров больше чем необходимо. Из противозаконных увлечений - граффити (порча имущества, нарушение общественного порядка), из полезных - танцы. Любят ярку одежду, удобную, желательно спортивную, обувь. Кепки козырьком набекрень, свободные футболки- сетки, крупные массивные украшения. В общем, стараются быть похожими на свой идеал в музыке


Панки Соответственно поклонники панк-рока. По сути - анархисты, протестующие против моральных устоев общества. Отрицание политики и привычных схем жизни, употребление ненормативной лексики, отрицания понятия имиджа. Внешний вид - поношенная (в идеале грязная) одежда, кожа, заклепки и заплатки. Волосы обычно раскрашены в яркие цвета, взлохмачены или уложены в "ирокез". Так же эта культура практически отрицает наркотики, кроме тяжелых (героин), в среде панков популярно спиртное. Символ - значок анархии.

Субкультура- это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, полу, или классовой принадлежности. Черты, служат определяющим для субкультур, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды, поведения, а также специфических символов.

Однако не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убеждений. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль, жизни, моральные ценности и так далее.

Я уверенна, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро, или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то мимо вас несется на мотоцикле. Это и есть неформалы, представители различных субкультур. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга и принимает их со всеми позитивными и негативными явлениями. Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективно сознание в этих группах. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки и законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Чаще всего бывает, что молодежь не вникает в суть своей субкультуры. Иногда такое кратковременное и поверхностное прибытие приводит к непониманию своей неформальной организации.

Проблемы могут возникать в том случае, если еще неокрепшая личность подростка, попадает в субкультуру опасную даже для взрослых. Например, рокеры, которые пропагандируют наркотики, байкеры, увлеченные экстремальной ездой на мотоциклах и т. д. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень не многие поступившие туда могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные или даже человеческие жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного и содеянного.

Хотелось бы рассказать более подробно о некоторых видах наиболее современных и популярных неформальных течений.

В последнее время направление эмо становится очень популярно в России. Но не все знают, что это такое! Если говорить об эмо, как о понятии, то можно сказать, что эмо это не просто направление, а особый образ жизни и мышления людей. Слово эмо произошло от слова эмоции. Люди эмо живут только эмоциями, независимо от того позитивными они являются или негативными. Для людей этой категории выражение чувств через эмоции это не проявление слабости, а вполне естественное состояние.

Эмо-кидов в толпе отличить так же просто, как и готов. Чтобы в полной мере выплеснуть свои эмоции и чувства, эмо-киды пишут стихи и песни, увлекаются фотографией и рисованием. А кто же такой эмо-кид? Если дословно переводить каждое слово, то выясняется, что эмо – это эмоции, а кид – это ребенок. Вместе получается эмоциональный ребенок. Но в эмовском направлении это значит, что каждый из нас в душе остается ребенком. Эмо-киды, как дети воспринимают мир. Они находят радость в каких-то мелочах, и даже самая незначительная потеря или неудача может их очень сильно огорчить. Но существует и другой вид эмо-кидов. Это те, которые не скрывают свои эмоцию и по особому воспринимают мир лишь потому, что просто хочет влиться в компанию эмо людей. Такая своеобразная оболочка является всего лишь имиджем, или просто пустой картинкой, за которой нечего не стоит. В основном увлечение эмо у эмо-кидов очень быстро проходит. Они не боятся мнения окружающих и с легкостью демонстрируют свои чувства. Часто эмо-киды бросаются из одной эмоциональной крайности в другую: от горя к счастью, от грусти к радости и т. д. Именно такие особенности выделяет эмо на фоне других субкультур. Существует стереотипное представление об эмо, как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать эти 3 компонента, и есть основная суть эмо. Эмо-кид ранимый депрессивный человек, мечтающий на самом деле о чистой и счастливой любви. Представители этого течения, как правило, носят черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо-кид открыт миру только на половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т. е. черный означает депрессию, а розовый - радость и прочие положительные эмоции.) также, эмо-киды густо подводят глаза черным карандашом и красят ногти черным лаком независимо от пола. Еще отличительной чертой представителя эмо является пирсинг, что означает отсутствие страха перед болью. Его в основном делают на лице. Также наличие ярких значков и разноцветных браслетов и бус. Характерная для эмо обувь – кеды.

Эмо - музыка появилась в 80-х годах двадцатого века в США - как одно из ответвлений тяжелого рока. Любовь и смерть – любимый сценарий эмо - музыкантов, которым свойственны к тому же романтизм, утонченность чувств и чистое, детское восприятие мира.

Еще, есть такое направление, как готы. Они пришли на смену панкам в 1979 году в Великобритании. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готам свойственно носить одежду в черных тонах, равно как цвет волос и грим. Стиль одежды может варьироваться от панковского до средневекового. Кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи. Девушки носят корсеты, кожаные юбки или длинные платья, а мужчины готы предпочитают черные плащи, или камзолы с черным поднятым воротником. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах и внешнем виде. У готов есть странное притяжение ко всему мрачному и таинственному. Их стиль отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образе типичного гота присутствуют черные волосы, черные ногти, яркие подведенные глаза черным карандашом. Прическа играет огромную роль. В основном это длинные прямые волосы, или большой пучок, поднятый вверх гелем. Украшения готы предпочитают из серебра, в виде различных символов смерти. Украшения с черепами, гробами, крестами, и т. д. Также у готов существует любовь к кладбищам, надгробиям и склепам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, вампиров и тому подобные изображения.

3. Рокеры.

Еще одни представители черного цвета- рокеры. Слово рокеры, изначально, служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века. Они позволяли себе рассекать по дорогам на мотоциклах весьма не почтительно. Их течение появилось в пятидесятых годах, в эпоху рок-н-ролла. Однако первых рокеров объединяет только один принцип- манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР, стала именно музыка. Но помимо позитивного отношения к музыке, у рокерской культуры есть и другая сторона. Это злоупотребление наркотиками, алкоголем, сигаретами. В отличие от других субкультур именно этой свойственно пропагандировать губящие здоровье вещи. В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку. С такими легендами рока ассоциируется у нас Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

4. Скинхэды.

Также, хочу рассказать, о субкультуре скинхэдов, которая распространилась в последнее десятилетие по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Это представители рабочего класса, субкультура которых была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века.

В России наиболее ярко представлены агрессивные направления, что может быть вызвано обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства. Обычно они ходят толпой и отличаются агрессией. Иногда их называют «очистителями леса», что значит, не признают другие нации и не позволяют им спокойно существовать в стране. Большое количество скинхэдов располагается в больших городах. Например, в Москве, в Санкт-Петербурге, и т д.

Главным внешним признаком скинхэдов является их прическа. Волосы очень коротко подстрижены, или выбриты некоторые участки головы. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета. На ногах тяжелая обувь, напоминающая армейскую, часто с титановыми пластинами. У представителей этого направления в большом почете татуировки. Также как и у всех субкультур, у скинхэдов есть своя музыка, например ска, реггей и т. д.

5. Гопники.

Гопник - представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции, и законопослушным гражданам. В отличие от большинства неформалов и объединений молодежи гопники не присваивали остальному населению каких-либо названий и не выделяли себя в отдельную группу относительно всего населения. Таким образом, гопники не осознают себя как субкультуру. Сами гопники гопниками себя не называют, они называют друг друга «пацанами». Они проводят большую часть своего времени на улице, среди излюбленных мест - парки, скверы, автобусные остановки, гаражи и дворики при детских садиках. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей. Еще, выращиванию гопников способствует наше государство, средство массовой информации и массовая культура в целом. Например, просмотр телесериалов про бандитов, фильмы с насилием и жестокостью и многое-многое другое. Обычно они одеты в спортивные костюмы, кепка или бейсболка, а также дешевые кроссовки.

Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социаль­ной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» - это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечени­ям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстанов­ка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени и учреждения дополнительного образования - различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности.

Молодежь примерно от 10 до 20 лет составляет особую возрастную группу населения страны, трудную для учителей и общества в педагогиче­ском и социально-психологическом плане и требующую особого внимания и работы. Подростки активно осваивают мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. Подростка отличает от взрослого неразвитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение норм, закона, работу, отношения с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым и нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях. Теперь он, как и все взрослые, свободен (от родителей прежде всего, чего не было раньше) в выборе действий, но и отвечает за них. Ко­нечно, и взрослые часто поступают безответственно, но они за это распла­чиваются. За подростка же больше отвечают взрослые, чем он сам.

Проблему социализации молодежи можно понимать как проблему по­колений. Вопрос в том, что новое поколение должно, с одной стороны, усвоить традиции, нормы, ценности отцов, с другой стороны, молодежь должна быть свободна и готова идти дальше, отвечая на вопросы своего времени. Более того, по мнению М, Мид, исследовательницы проблем дет­ства, социализации поколений в разных обществах, в настоящее время в мире преобладает префигуративная культура: опыт старших мало годится для молодых, поскольку очень быстро развиваются техника, культура. Ина­че говоря, человек рождается в одних условиях, а умирает, когда за окном совсем другая жизнь, что и делает особо острой проблему поколений.

Подростки во все времена составляли отличительную социальную груп­пу, но в наше время сложилась особая подростковая культура, которая на­ряду с другими социальными факторами играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведе­ния, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризую­щая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура мо­лодежи получила особенное развитие в середине XX в. в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселера­ция - и является одним из институтов, факторов социализации школьни­ков. Субкультура молодежи представляет сложное, противоречивое соци­альное явление и оказывает столь же неоднозначное влияние на подрост­ков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей, «большой» культуры, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей, облегчает подросткам вхождение в жизнь.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в ос­новном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятия­ми, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит в основном развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном вариан­те, массовую культуру, а не на ценности «высокой» мировой и националь­ной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее «легкими» жанрами. Эти вкусы и «безнравственные» ценности поддерживаются периодической печатью, современ­ным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие моло­дежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, он помогает молодежи осваивать мир, выражать себя и одно­временно создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Об­ществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, поскольку от­вергают привычное и угрожают стабильности, спокойствию, вместе с тем молодежная среда и контркультура несут в себе тенденции обновления, Ди­намику развития.

Неформальные объединения молодежи - это одно из проявлений субкуль­туры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Неформаль­ные отношения есть в формальных группах - классных, студенческих кол­лективах; наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они иг­рают важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информацион­ные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверст­ников представляют собой контактные группы в 5--15 человек, собираются в определенном месте.

Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно по­следней группы бывают просоциальными (социально одобряемое направ­ление, например экология, охрана памятников, исторический клуб), асо­циальными (в стороне от общественных проблем - рэперы), антисоциаль­ными (криминальные, агрессивно-националистические). В печати можно читать о многих молодежных группах, течениях, увлечениях. Например, байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скин­хеды («бритоголовые нацисты») очень агрессивны, имеют форму, марши­руют под «фашистскую» музыку, обычно идут кого-нибудь бить, выпив водки. Есть также металлисты, панки, роллеры и др. Увлеченность каким-либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психиче­ской эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одеж­ды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.

2. Одно из самых старых течений - хиппи, или «Система», - по суще­ству, стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). В какой-то степени не­которые функции и традиции «Системы» наследует движение толкиенистов, которое постепенно, однако, приобретает черты формальной органи­зации, образует исторические клубы.

Толкиенисты - это неформальное движение, которое получило в Мос­кве статус Клуба любителей фэнтэзи (1997 г.). Оно объединяет около деся­ти тысяч человек, большая часть которых неформально участвует в движе­нии, время от времени появляясь преимущественно в своих группах по симпатиям и интересам в определенных местах сбора: в Нескучном саду, Царицыно и др.

Движение возникло в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. и получило свое название по имени любимого писателя Толкиена, произведения кото­рого обсуждали и разыгрывали участники движения. Круг их занятий по­степенно расширился: конкурсы «менестрелей» и «ролевиков» (тех, кто разрабатывал и представлял публике какой-либо образ книжного или ска­зочно-мифологического героя); издание газет, журналов, сборников прозы и стихов и многое другое.

Движение превратилось в устойчивую саморазвивающуюся систему, ко­торая оказывала в целом положительное социализирующее воздействие на его участников. Они приходят в движение в основном по таким причинам: проблемы в семье, непризнание в школе или студенческой среде, стремле­ние к творческой деятельности, к саморазвитию и общению. В движении, в Клубе, сложились разнообразные виды деятельности, с педагогической точки зрения весьма целесообразные. Это изучение какой-либо области знаний путем обмена информацией и мнениями; единоборства, театрали­зованное фехтование, изготовление доспехов, исторические игры, инсце­нировки; занятия музыкой, литературой, изобразительным и прикладным искусством. Многие приходят сюда, чтобы учить и учиться. Получается что-то вроде системы взаимного обучения в неформальной обстановке в свободном общении, похоже на систему дополнительного образования. Движение довольно благотворно влияет на его участников, хотя порой оно может слишком уводить человека от действительности в мир игры и фанта­зии и тем самым затруднять его адаптацию к реальной окружающей среде 1 .

В настоящее время сколько-нибудь мощных движений, кроме назван­ных, незаметно, мода на увлечения быстро меняется. Подростки, особенно московские, ориентированы на потребление массовой культуры, на «бур­жуазный» стиль жизни. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и вос­питание становятся проблематичными. Такая излишняя погруженность в подростковую культуру, отрезающая человека от мира, часто приводит к одной из форм девиантного поведения.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение - система поступков челове­ка, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различа­ют две категории девиантного поведения: отклонение от нормы психиче­ского здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения суб­культурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять позитивные, творческие увлечения: творчество ведь всегда нарушение нор­мы, поиск нового.

Также довольно трудно выделить норму и патологию в психике челове­ка, в его поведении. Дети школьного возраста только еще усваивают нор­мы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юно­шества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, са­мосознания 1 . К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свой внутренний мир и свое тело.

Например, синдром отчуждения - дистанцирование от реальности, утеря связей с другими, отстранение от привычного. Мир воспринимается подростком как чужой, странный и непривычный. Деперсонализация - отчуждение, направленное на собственное Я, когда школьник сам в себе видит непривычное, непонятное и странное, отчего испытывает апатию, эмоциональную подавленность. Дисморфомания - бред физического не­достатка, повышенная озабоченность собственной внешностью и страх пе­ред изменениями своего тела, особенно у девочек. Синдром философской интоксикации - погруженность в глобальные проблемы, склонность к по­иску вечных истин и универсальных законов, смысла жизни, сопровож­дающиеся созерцательностью, мечтательностью, уходом от реальности.

Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами, ко­торые выражаются в тревоге, плохом настроении, подавленности и пр. Причиной школьных неврозов являются ситуации в школе: плохая успевае­мость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической тер­минологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью; астенонев-ротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражи­тельностью, ипохондрией и т. д. Учителю следует замечать особенности по­ведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста.

Одним из видов девиантного поведения является противоправное, кри­минальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, «неблагополучные» семьи порождают пре­ступность.

С точки зрения педагогики одним из проявлений девиантного поведе­ния следует считать педагогическую запущенность - поведение и уровень со­циально-нравственного развития, не соответствующие требованиям об­щества, школы к учению и поведению школьника. Этому тоже есть причины в обществе, семье и школе. От педагога зависит, как не допустить педагоги­ческих ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без ди-дактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных дей ствий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося со школьным окру­жением, систематической неуспеваемости и часто к правонарушениям. Иначе говоря, это методические и особенно психологические ошибки учи­теля: грубые замечания, агрессия по отношению к ребенку, бестактность - действия, при которых учитель, не зная состояния ученика, событий в его жизни (например, смерть близких, болезнь, развод), наносит ему обиду, психологическую травму.

К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие:

Дегуманизация современной цивилизации в целом как общества по­требления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви;

Глобальный кризис в России, социально-политический, экономи­ческий, культурно-идеологический;

Кризис образовательной системы и семьи.

Следует осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведе­ния, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваи­вают нормы, со временем «странные» поступки уходят. Опасна и разруши­тельна для личности глубокая, фанатичная, от всего отрезающая, чрезмерная вовлеченность в субкультуру, в жизнь замкнутой группы. Постоянное пре­бывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педа-гогические меры, которые должны принять психологи, врачи, педагоги.

Наличие подростковой культуры требует адекватной педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности уче­ников - их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, до­пускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культу­ры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности, нормы общества, в котором живут. Это тем более так, потому что, взрослея, подростки все же в массе усваивают и наследуют общечеловеческие, базовые ценности и проходят свой жизнен­ный путь, как и их отцы.

Иначе говоря, педагог, работая с подростками, должен придерживаться следующих принципов-правил.

■ Принцип знания, согласно которому учителя должны знать социо­культурную ситуацию в молодежной среде, знать характер культуры, проб­лемы, тенденции развития, увлечения и многое другое.

Принцип терпимости, толерантности, что требует уважительного отношения к их праву делать свою жизнь по-своему, требует неагрессивно­го, сдержанного восприятия всего того, что происходит с подростками.

Принцип деятельного контакта, по которому учитель должен сохра­нять психологический и педагогический контакт с «незнакомым племенем» и вовлекать подростков в развивающую деятельность в разных формах.

Главным в работе воспитателя является формирование установки уче­ников на самостоятельность, способности каждого делать свою жизнь, от­вечать за себя, быть личностью, а не членом довольно примитивной группы людей, современно одетых и умеющих говорить только о футболе и рок-группах.

Вообще же педагогическую и социально-психологическую помощь трудным подросткам оказывают различные социальные службы, работники и в том числе социальные педагоги. Социальный педагог ведет свою работу непосредственно в среде детей группы риска, педагогически запущенных, социально неблагополучных подростков.

Журнал PSYCHOLOGIES и издательство Clever выпустило серию книг, совместно переработав лучшие статьи и материалы по тематике воспитания детей. Это одни из тех книг, которые можно всегда держать под рукой, их можно читать с любой страницы и возвращаться к пройденному материалу. Это одновременно ваш справочник, помощник и консультант.

Над книгой «Как сделать счастливыми наших детей: подростки» работала большая группа специалистов по детской психологии, среди которых Марина Бебчук , директор Института интегративной семейной терапии,
Татьяна Бедник , детский психотерапевт, автор тренинга «Эффективное взаимодействие родителей с детьми»,
Александр Войскунский , психолог, заведующий лабораторией интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ им. М. В. Ломоносова и другие. В книге приведены наиболее актуальные и распространенные проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются родители подростков. Книга дает родителям подростков рекомендации на тему поведения в тех или иных житейских ситуациях и помогает выбрать правильную стратегию поведения по отношению к тем, кто проходит такой ответственный и важный период в жизни.

6 типов подростков

«Подростковый возраст как этап взросления не проходит гладко. Смена ожиданий и требований ребенка, рождение взрослой сексуальности, переход к более самостоятельной жизни – с иной ответственностью, иными возможностями, – даются нелегко. Все меняется: тело, эмоциональные проявления, образ мышления, интересы и поведение. Ребенок уже никогда не будет таким, как прежде. Они подолгу молчат, почти забрасывают учебу, слушают странную музыку. Не желают «выглядеть прилично», отказываясь от «нормальной» одежды. Их друзья и подруги не внушают нам доверия, а близкие отношения пугают. Если мы рискнем спросить, что случилось, ответ вряд ли нас удовлетворит. Но на самом деле это происходит потому, что мы больше не находимся на первом месте для своих детей, и это нужно принять. Сейчас подросткам гораздо важнее сверстники, с такими же интересами, переживаниями и проблемами. Им необходимо быть частью своеобразного закрытого сообщества, со своими ценностями, правилами, языком. Нашим детям нужно чувствовать себя свободными, имеющими право на принятие решений и личную жизнь. Им важно научиться отвечать за свои поступки, а сделать это можно только если мы им позволим взрослеть. В каждой семье границы и нормы отношений свои, но в любом случае у родителей поведение ребенка должно вызвать беспокойство, если он на протяжении многих месяцев не развивается интеллектуально, физически или социально. Мягкие формы проблемного (или часто протестного) поведения – это демонстрация новых черт своей личности, нового стиля поведения. Избыток косметики, длинные или очень короткие волосы, рваные джинсы, громкая музыка, постеры на стенах, курение, нецензурная лексика, грубость, хамство… Крайние, порой опасные формы поведения тоже хорошо известны: уходы из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), попытки суицида. В период полового созревания подростки эмоционально очень нестабильны: их настроение может меняться несколько раз в течение часа. Они (особенно мальчики) чаще утомляются, становятся раздражительными и ранимыми. Любую критику в этот момент воспринимают как еще одно подтверждение нелюбви к себе. Парадокс: подростки ищут себя, пробуя то и это, продвигаясь рывками и отступая назад, создают себя, окружая свой мир завесой тайны.»

Большая статья книги посвящена описанию современных подростковых субкультур. Чтобы родителям было проще идентифицировать, как какому сообществу тяготеет их подрастающий ребенок и чем в перспективе это может грозить авторы выделили 6 направлений, наиболее распространенных сейчас в подростковых средах.

«Как и во все времена, сегодняшние молодые очень внимательны к своему внешнему облику. Выбирая свой стиль, дресс-код и манеры, они хотят выделиться и быть особенными, тщательно соблюдая при этом неписаные законы своего круга. Панки, эмо, толкиенисты, байкеры, хипхоперы… Демонстрируя свой экзотичный облик, они символически отделяют себя от тревожного мира взрослых, в котором им предстоит жить. И одновременно выражают надежду на новое общение - более яркое, провокативное, динамичное, нежели «устаревшие» отношения поколения их родителей. Они бросают вызов обыденному сознанию, которое пользуется четкими оппозициями: дети – взрослые, чистое – грязное, приличное – неприличное. Но поскольку у нас нет ключа к их странной, дерзкой внешности, она вызывает беспокойство, раздражает.
Хиппи, готы, фрики всем своим видом демонстративно игнорируют нормы и правила истеблишмента. Подобно древнегреческим актерам, они скрываются за масками, которые помогают им пережить очередной этап взросления, а с помощью юмора освобождаются от напряжения беспокоящих их порывов. Андрогинный, бесполый характер их одежды дает юношам и девушкам возможность избегать пугающих вопросов, связанных с выбором сексуальной идентичности. Широкие брюки и обтягивающие джинсы – это две стороны одной и той же медали: я скрываю или демонстрирую свое тело, ибо его трансформации меня пугают. Выбирая «странный» (с точки зрения взрослых) стиль одежды, вчерашние подростки дают себе возможность продлить успокаивающий период игровой и нарциссической бисексуальности. Но одежда человека субкультуры – это и костюм, который меняется гораздо медленнее, чем мода, если молодой человек обозначает свою принадлежность к группе, он транслирует в своем облике не только актуальную на данный момент идеологию этого сообщества, но и его историю. К примеру, красный, зеленый и желтый – главные цвета субкультуры растафарианцев, которая возникла на Ямайке в 30-е годы прошлого века. Современные растаманы, выбирая это же сочетание цветов, демонстрируют свою принадлежность к сильной субкультуре, которая сохраняет свои традиции десятилетиями. Они противопоставляют себя культуре «белого Вавилона», ориентированной на материальные ценности, и сознательно сохраняют связь с природой, стремясь обрести гармонию и покой. Внешний вид молодых людей помогает нам лучше понять их самих и общество, в котором мы живем. Для формирования личности каждому необходимо какое-то время оставаться непрозрачным для своих родителей. У взрослых же возникают подчас полярно противоположные реакции на внешний вид подростков, а желание разобраться, что они хотят сказать этим вызывающим видом, скрывает чувство беспомощности и вины за то, что их ребенок не такой, как все. Но нам стоит умерить свое любопытство по отношению к молодым, научиться быть наблюдательнее и сдержаннее.»

Растаман

Растафарианцы – это не только традиционная цветовая гамма одежды (зеленый, желтый, красный), но и протестная прическа – дреды. По легенде, сторонники эфиопского императора Рас Тафари дали обет не мыть волосы, пока император не вернется из изгнания – а оно продолжалось шесть лет. Естественно, дреды воспринимаются как вызов общественным конвенциям, потому что кажутся грязными. Да и само название «дреды» означает «внушающие ужас». По сути, это прическа, сочетающая в себе элементы порядка и анархии одновременно.

хипста.jpg

Понятие «хипстер» возникло в Америке в 1940 – 1950 гг. Так называли представителей субкультуры, которая формировалась вокруг джазовых музыкантов, писателей и художников. Современный хипстер – как правило, потребитель дорогих вещей, пристально следящий за модой. Вид такого подростка подчеркнуто небрежен. Его гардероб составляют обтягивающие джинсы (у девушек возможны цветные колготки или лосины), длинная свободная футболка с ярким рисунком («принтом») или клетчатая рубашка, кеды или ботинки (желательно желтого, зеленого или оранжевого оттенка), часто – массивные пластмассовые очки (как правило без диоптрий, «для вида»). Облик дополняют всевозможные аксессуары, начиная от большой сумки или рюкзака (в которых обязательно будет фотоаппарат) и заканчивая маленьким стильным блокнотом и дорогими гаджетами. Претендуя на оригинальность, эти подростки становятся жертвами нередкого эффекта моды: вместо того чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, они сливаются с толпой, а андрогинный облик входит в общую субкультурную политику расшатывания базовых оппозиций: женское – мужское, дешевое – дорогое, чистое – грязное и т. д. Несмотря на то, что у них много претензий к этому миру, хипстеры очень миролюбивы и предпочитают жить полной жизнью, ни во что не вмешиваясь. Быть хипстером – значит жить молодо, в мире дискотек и современных технологий. Такое жизненное кредо позволяет сохранить фантазию о собственной исключительности и довольно долго оставаться незрелым, инфантильным человеком, ведь «жить молодо» – это и избегать взросления, связанного с принятием множества ограничений и серьезных решений.

Мешковатая одежда больших размеров, кепка, массивные цепочки, нередко татуировки – таков портрет молодого рэпера. Образ крутого, уверенного в себе парня может скрывать неразрешенный внутренний конфликт с авторитарной отцовской фигурой. Сын считается «раздолбаем». Невозможность получить одобрение и почувствовать уважение отца, его власть над матерью могут рождать внутри человека очень сильную и запретную агрессию. Желание самому стать «хозяином жизни», в детстве блокированное страхом наказания со стороны могущественного отца, позднее может реализоваться защитным образом: внутри себя я буду одновременно и сыном-раздолбаем, и крутым отцом. В этом случае вся агрессия, изначально направленная вовне, разворачивается вовнутрь человека. Бессознательно подросток делает себе больно (тату), чтобы постоянно подтверждать и сомневаться в том, что он настоящий мужчина. Одежда большого размера говорит себе и окружающим: «Я выгляжу большим и устрашающим, я всегда готов к бою».

Визитка панка – диссонанс. Элементы костюма вырваны из привычного контекста и соединены воедино: например, рубашка «милитари» комбинируется с узкими стиляжными брюками, но при этом традиционной шотландской расцветки. Разные серьги в ушах, нарочитая асимметрия, на голове ирокез, а сзади локоны. Основное послание панка – сочетание несочетаемого. Это семиотическая партизанская война, желание непременно эпатировать обывателей. Нередко шоковый элемент в облике панка возникает за счет атрибутики фетишизма, что восходит к эстетике сексуального садомазохизма. Выставленные напоказ агрессивность и воинственность здесь скорее маска, защищающая тонкую и очень ранимую душу человека, который уверен в том, что мир не любит и не принимает ни его самого, ни его чувства. Не желая умерщвлять себя, превращаясь в хорошего для матери, но мертвого внутри человека, он переворачивает ситуацию. Снаружи – мертвый, внутри – живой. Ключевым моментом в одежде может быть пугающая нашивка: нужно показать негатив, чтобы спрятать глубокую потребность в нежных отношениях и боль от их кажущейся невозможности. Страх этой боли не дает возможности получать и отдавать нежность и любовь, заставляя выпускать шипы и так защищать себя. Внутри при этом может быть ощущение пустоты, незаполненности – как дыра в собственном теле (ухе). Поддержание прически-ирокеза требует много времени и заботы. Это и есть та скрытая забота о себе, которую в такой причудливой форме осуществляет живое «Я» подростка, отчасти восполняя возможный недостаток раннего материнского ухода.

Готы – любители темной и мрачной романтики, заигрывающие с темой смерти. Эта субкультура возникла на волне пост-панка, от панков готы унаследовали и многие свои агрессивные, воинственные, фетишистские черты. Готы одеваются в черное, носят много металлических украшений, используют (как девушки, так и юноши) очень заметный «вампирский» макияж: на лице густой слой белой пудры, губы (как и ногти) – черные или темно-синие, глаза подведены черным. Волосы – обычно длинные и распущенные - часто тоже красят в черный цвет. С вампирской и кладбищенской тематикой связаны и украшения: кресты, черепа, летучие мыши. Одеваются, конечно же, тоже в черное, часто – в бесформенные балахоны, очень любят высокие черные ботинки на шнуровке. Порой на готах можно увидеть одежду в романтическом стиле («викторианские готы») – это, опять же, отсылка к вампирской тематике и «готическим» романам ужасов – длинные юбки и платья, корсеты, перчатки, кружева, у юношей – фраки или камзолы, цилиндры. В текстах песен их любимых групп (а это – несколько отдельных музыкальных направлений: готик-рок, готик-металл, death-rock и т. д.) часто встречаются темы депрессии, смерти, самоубийства и насилия. Готами часто становятся неуверенные в себе подростки, склонные к депрессии и суицидальным настроениям. Именно такие подростки получают в готической субкультуре понимающее и принимающее сообщество, свою нишу для социализации. Хотя готов из-за их атрибутики иногда путают с сатанистами, прямой связи между готами и сатанистами нет.

Мнение экспертов:
Сергей Ениколопов – психолог, заведующий отделом медицинской психологии Центра психического здоровья РАМН, заведующий кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

- Каковы особенности поведения эмо и как общаться с таким подростком?

  • Поведение эмо характерно для подростков: это и резкие перепады настроения, и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей или пупка. Подросткам вообще свойственно выражать недовольство своим телом (и пирсинг – важный показатель такого отношения). Но эмо очень активно это декларируют и охотно делятся опытом: «А ты сколько раз резал вены?» Конечно, большинство подростков включаются в это движение просто так, за компанию, чтобы не выпасть из коллектива. Однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать. Такая эмоциональная распущенность тормозит процесс взросления, ведь расти – это значит учиться сдерживать себя, контролировать свои чувства. Постарайтесь говорить с ребенком о его увлечении спокойно, без долгих нотаций и не осуждая его. Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния подростка. Будьте внимательны к его поведению. Порезы на руках, частые истерики, потеря интереса к прежним занятиям – все это повод обратиться к психологу. Если же такой возможности нет, попробуйте увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен.

Насколько оправданы опасения по поводу проявлений эмо-культуры, которую многие считают «опасной» и «суицидальной»?

  • Эмо представляют не большую опасность, чем панки или готы, а в чем-то эта субкультура может быть даже полезна своим приверженцам. Субкультура – это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем – хотя бы получишь иллюзию того, что не одинок. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи…»

План. Введение n Общества подростков. Хиппи Панки Эмо Одежда Музыка Роллеры Сленг. . Приложения Литература

n Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

n Также меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощи подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации. На формирование интересов влияют многие факторы: внешняя и внутренняя среда, общение со сверстниками и взрослыми, а также различная массовая культура.

n В данной работе мы попытаемся дать наиболее общую характеристику нескольких составляющих массовой культуры, а также выявить, насколько сильно они влияют на интересы и склонности подростка.

n Некоторые взрослые считают, что у подростков есть собственная культура, а другие думают, что подростковая культура-отражение культуры взрослых. Основа основ внешний вид. Он должен отличаться от внешнего вида общества, и чем больше, тем лучше. В ход идет все - одежда, украшения, обувь.

Субкультуры. n n n Субкультуры. Субкультура- часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультур. В качестве сленга до сих пор используется исковерканный английский язык. Часто хиппи являются вегетарианцами (в том числе отказываются носить мех и кожу). Травку и психоделические настроения Музыка в идеале Beatles, Doors, Аквариум, и все подобное. Символ - пацифик (куриная лапка).

n Так же в сообществах выработан свой язык, жестикуляция, схемы общения и приветствий. Сложно сказать хорошо это или плохо, главное - отличаться от серой массы. Самыми старыми "соцкланами" считались гопники, хиппи и панки. Собственно все новоприобретенные направления, так или иначе, растут из этих трех субкультур. Об этих субкультурах мы поговорим дальше

Хиппи. n Изначально - дети цветов. Любят легкие наркотики и свободу, а так же за жизнь в коммуне. Протестовали и протестуют против войн. Сейчас чистый вид хиппи встретить можно только среди старшего поколения, младшее поколение в основном берет лишь атрибутику. n

n Общий внешний вид: длинные волосы без укладки, свободные одежды из натуральных материалов, легкая обувь. Украшения и аксессуары преимущественно ручной работы: браслеты из бисера (феньки), украшения для волос (хайратники), вязаные из ниток или сшитые из лоскутов сумки.

n n Панки: соответственно поклонники панкрока. По сути - анархисты, протестующие против моральных устоев общества. Из данного направления выросли еще несколько, Отрицание политики и привычных схем жизни, употребление ненормативной лексики, отрицания понятия имиджа. Внешний вид - поношенная (в идеале грязная) одежда, кожа, заклепки и заплатки.

n Волосы обычно раскрашены в яркие цвета, взлохмачены или уложены в "ирокез". Так же эта культура практически отрицает наркотики, кроме тяжелых (героин), в среде панков популярно спиртное. Символ - значок анархии. Гопники: мало кто из самих гопников причислит себя к этой субкультуре, основная масса гопников - коротко стриженые парни.

n Из всех допингов предпочитают спиртное, и легкую популярную музыку. Как правило, стараются держать форму тела, занимаются на тренажерах. Спиртное и чрезмерная агрессия портит общий вид. Одежда - спортивные штаны, кожаная куртка (летом футболка), в общем, самая обыкновенная.

n n Эмо: эмо-киды это некая смесь панка и готов. В отличие от панков слишком опрятны, в отличие от готов чересчур эмоциональны. Сочетание цветов, по которому эмо-кида видно за версту - черный и ярко-розовый. Одежда обтягивающая, преимущественно детская, очень часто меньшего размера, чем нужно.

n Аксессуар - шарфик, желательно розовый. На сумке болтаются два десятка значков и плюшевая игрушка, выпотрошенная и залатанная грубыми нитками (чтоб жальче было). Разбитое сердце на куртке, косая рваная челка, причитания по поводу жестокости жизни, примерно так можно описать эмо.

Одежда. n n Одежда-это черта, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза. Наверняка у каждого свой стиль, каждый человек уникум и он имеет право одеваться так, как хочет он! Броская и часто вызывающая одежда помогает подростку раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность.

n n Эксперименты с внешностью - это часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно. У подростков не такая эстетика как у взрослых. Новые джинсы он может изрезать, покрасить, смять или как-либо ещё испортить, если это модно и если это нравится

Музыка. n n Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Жанр – род произведений в области какого-нибудь Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих семьи, учителей, сверстников.

n n n Искусства, характеризующийся тем или иными сюжетными и стилистическими признаками. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они - основные потребители музыкальной продукции. В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т. д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, комуто наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме.

n Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, характеризуются социальнокультурный облик, настроения молодых людей. Сравнительный анализ музыкальных предпочтений школьной молодежи позволил сделать следующие выводы.

n Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. При педагогически грамотном выборе методов обучения и высоком уровне профессионализма преподавателя школа может стать центром общего музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

n Мы далеки от мысли, что школа на данном этапе ее развития может дать учащимся всестороннее эстетическое и в том числе музыкальное воспитание, но установка на определенные эстетические ценности в значительной мере формируется именно в школе"

n Одним из центральных понятий исследования было "приобщенность к различным музыкальным жанрам". С помощью этого понятия были выделены типологии приобщенности респондентов к различным музыкальным жанрам, что позволило провести достаточно подробный анализ взаимоотношений молодежи и музыки.

n Подросток ищет сближения с ровесниками, ищет окружения и поэтому он должен считаться с его обычаями. Значит, мало толку постоянно отчитывать сына или дочь за их пристрастие к громкой музыке дискотеки, надо укреплять в них чувство собственного достоинства, прививать понимание дурного и фальшивого, учить утверждать истинное даже вопреки мнению группы.

n Конечно, это не сразу приведет к тому, что молодежь будет танцевать только под тихую музыку. Но, по крайней мере, дома, в собственных стенах, звук будет приглушен. А вечер в дискотеке - для подростка ведь не принуждение, а его воля. И тот, кто идет туда, знает, что его ждет, в квартире же живут вместе несколько человек с различными потребностями и привычками, с разным ритмом дня и недели.

n Громкая музыка - это то средство, к которому прибегает подросток, чтобы выразить свое недовольство взрослыми. В таком случае гораздо целесообразнее критически пересмотреть характер отношений между старшими и молодежью и сделать соответствующие выводы, нежели бороться против лишних децибел. Звук в дискотеке взрослым кажется оглушительной, а многие подростки явно чувствуют себя там в своей среде. Так неужели шум сродни молодости? Должны ли мы терпеть его?

n Немало юношей и девушек сами тоже страдают от децибел на танцевальных вечерах и хотели бы, чтобы музыка играла тише, но они подчиняются мнению других, общепринятой норме. Многие подростки, интересующиеся эстрадой, поп-музыкой или джазом, многое знают о ее происхождении, своеобразии и закономерностях. Таким образом, не только расширяется мир совместных переживаний, но и углубляется чувство взаимопонимания, доверия друг к другу.

Роллеры. n Спорт – это средство, которое позволяет развиваться физически и духовно, достигать новых вершин и самоутвердиться в жизни. Считаю, что понятия «молодежь» и «спорт» не просто взаимосвязаны, они существуют в единой параллели. Один из видов спорта подростков-это ролики. Сегодня роллеров около тысячи. В 1992 г. При поддержке компании «Кока-кола» была создана первая Российская федерация роликового спорта: катание на роликах становилось всё более модным и престижным.

n Роллеризм-это не только потрёпанные локти и коленки, к которым со временем привыкаешь. Но ещё и громадная доза адреналина, радость от трюков, умение, гордость. Кроме того, это ещё и общения с интересными людьми. Человек на роликах передвигается в 5 раз быстрее пешехода.

n n К сожалению, увлечение роликами может привести к малоприятным последствиям: подросток не занимается учёбой, а затем это мешает получить профессию. Роллеризм-это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катании, правила поведения, клички (Таблетыч, Кайф, и т. д.), всероссийские и международные соревнования, праздники, роллер-события, роллербалы, тусовки, ролледромы, скейт-парки, роллер-команды, организации и ассоциации, сайты в Интернете, свои газеты журналы и видео-журналы и т. п.

n n Достаточно распространенная одежда роллера-джинсы-трубы, военные штаны немыслимой расцветки футболка, разбитый велосипедный шлем, нахлобученный на макушку Выделяют 2 наиболее доступных способа катания: «фитнесс» и «агрессив» , «стрит-агрессив» делится на 2 категории: уличное катание, и « вёрт» - трюки на рампе.

Сленг. n Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога?

n И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики? Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

n Интересно, что филологи и лингвисты относятся к сленгу достаточно миролюбиво и воспринимают его как естественный способ развития языка. С точки зрения психологии, сленг отражает образ жизни тех, кто его употребляет. Например, наибольшее количество названий придумано для обозначения человека и его внешности, одежды и досуга.

n Весьма скромный вклад в молодежный жаргон вносят слова, относящиеся к учебе или работе. Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль. Кроме нецензурной брани, существуют несколько не менее опасных видов сленга, на которые стоит обратить внимание.

Заключение. n Таким образом, в результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности.

n Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т. д.), потребительское отношение к жизни, дезориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.

Литература. Сайты: n Igames. yandex. ru n 1 internet. music. ru n coolreferat. ru n 7 ya. ru n Книги: n Учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. n