Сбор анамнеза детей раннего возраста. Особенности сбора анамнеза у детей и их родителей. Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих

Врачебное дарование педиатра состоит в налаживании контакта с первых минут знакомства с ребенком и его родителями. При хорошем контакте с ребенком врачу быстро удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение.

Как правило, основные анамнестические данные о болезни врач получает от родителей ребенка.

Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет)

Опрашиваются родители.

1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?

2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?

3. Режим и особенности питания беременной.

4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?

5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?

6. Масса тела и рост при рождении.

7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?

8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?

9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?

10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).

11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?

12. Физическое развитие ребенка: увеличение массы тела и роста на первом году жизни (по месяцам) и после года.

13. Развитие статики и моторики: когда стал держать головку, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда стал сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать?

14. Психическое развитие: когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы; запас слов к году и 2 годам.

15. Поведение ребенка дома и в коллективе.

16. Сон, его особенности и продолжительность.

17. На каком вскармливании находится ребенок – естественном, искусственном, смешанном. При естественном вскармливании – время кормления ребенка грудью, активность сосания, кормление из одной или обеих молочных желез, сцеживание после кормления. При смешанном вскармливании – чем докармливают ребенка, с какого возраста, количество и методика введения докорма. Каковы мероприятия по борьбе с гипогалактией у матери?

При искусственном вскармливании – с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности? Какой промежуток между кормлениями, регулярное или беспорядочное кормление, соблюдался ли ночной перерыв? Получал ли соки (какие), витамин D – с какого возраста, в каком количестве? Когда начал получать прикорм, его количество, последовательность введения, переносимость? Время отнятия от груди.

Особенности вкуса и аппетита. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.

18. Когда прорезались зубы и порядок их прорезания?

19. Перенесенные заболевания (когда и какие), в том числе инфекционные и хирургические вмешательства. Особенности течения заболевания, осложнения.

20. Профилактические прививки против туберкулеза (БЦЖ), полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и кори. Реакции на прививки.

21. Туберкулезные пробы, когда проводились, их результат.

22. Контакт с инфекционными больными.

Анамнез жизни детей старшего возраста

1. Какой по счету ребенок?

2. Как развивался в период раннего детства?

3. Поведение дома и в коллективе, для школьников – успеваемость в школе, какие предметы предпочитает.

4. Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства.

5. Профилактические прививки.

6. Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результат.

7. Контакт с инфекционными больными.

Анамнез заболевания

1. Жалобы при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного или родителей).

2. Когда заболел ребенок?

3. При каких обстоятельствах развивалось заболевание и как протекало с первого дня до момента обследования?

4. Общие проявления заболевания (температура, озноб, сон, аппетит, жажда, вялость, беспокойство, настроение и др.) – отразить в динамике.

5. Проявления заболевания со стороны всех систем и органов:

1) дыхательной системы: кашель сухой или влажный, время его появления (утром, днем, ночью, во время засыпания), характер. Мокрота (количество, характер и цвет, как откашливается). Боли в груди или спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем, иррадиация). Одышка (экспираторная или инспираторная), когда появляется (в покое, при физической нагрузке и т. д.), наличие приступов удушья (участие вспомогательных мышц, раздувание крыльев носа);

2) сердечно-сосудистой системы: одышка, боли в области сердца (локализация, иррадиация, характер). Ощущение перебоев сердцебиений (интенсивность, длительность, частота). Отеки (локализация, время появления);

3) системы пищеварения: тошнота (ее связь с характером пищи, продолжительность). Рвота (натощак, после приема пищи, через какой промежуток, характер). Срыгивания у грудных детей (обильные, небольшие, сразу после приема пищи или между кормлениями). Наличие отрыжки или изжоги. Боли в животе (характер, локализация, иррадиация, время возникновения и связь с приемом пищи). Стул (частота, характер, цвет, запах);

4) мочевыделительной системы: боли в поясничной области. Частота мочеиспусканий и их объем (у грудных детей – количество мокрых пеленок). Цвет мочи. Ночное недержание мочи;

5) опорно-двигательной системы: боли в конечностях, мышцах, суставах (характер, локализация, связь с метеорологическими условиями). Припухлость суставов, их покраснение (каких именно). Затруднение при движении, утренняя скованность;

6) эндокринной системы: нарушение волосяного покрова. Изменения кожи (чрезмерная потливость или сухость, огрубение, появление рубцов).

Нарушения роста и массы тела;

7) нервной системы и органов чувств: головные боли и головокружения.

Судороги, гиперкинезы, тики, нарушения кожной чувствительности (гипестезии, парестезии). Нарушения со стороны органов чувств, речи.

6. Проводилось ли лечение до поступления в стационар, каковы его результаты; наличие реакций на лекарства.

Семейный анамнез

1. Возраст родителей.

2. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца (были ли случаи туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, алкоголизма, психических, нервных, эндокринных и аллергических заболеваний).

3. Состояние генеалогического древа в пределах трех поколений начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек по вертикали и до братьев и сестер по горизонтали.

Сборник ситуационных задач по программе дисциплины «Пропедевтика детских болезней»: учебное пособие для самостоятельной работы студентов 3-4 курсов, обучающихся по специальности 060103- педиатрия / М.Ю. Галактионова, Е.И. Прахин, А.В. Гордиец, Л.И. Позднякова, В.И. Фурцев. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2011. - 184с.

Составители:

доктор медицинских наук, доцент Галактионова М.Ю.,

доктор медицинских наук, профессор Прахин Е.И.,

кандидат медицинских наук, доцент Гордиец А.В.,

кандидат медицинских наук, доцент Позднякова Л.И.,

кандидат медицинских наук, доцент Фурцев В.И.

Учебное пособие для студентов предназначено для самостоятельной работы студентов 3 - 4 курса, обучающихся по специальности 060103 по программе дисциплины «Пропедевтика детских болезней».

Ситуационные задачи с эталонами ответов полностью соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта (2000) высшего профессионального образования по специальности 060103 – педиатрия; адаптированы к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности.

Учебное пособие иллюстрировано таблицами, рисунками.

Рецензенты : зав. кафедрой детских болезней с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д.м.н., профессор Ильенкова Н.А.

зав. кафедрой детских инфекционных болезней с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д.м.н., профессор Мартынова Г.П.

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № __ от __.__.__ г.)

Название раздела Стр.
Физическое развитие детей первого года жизни.
Общий осмотр больного старше года. Оценка состояния физического развития.
АФО кожи и подкожно-жировой клетчатки. Семиотика поражения.
АФО и семиотика поражения мышечной системы у детей.
АФО, методика исследования и семиотика поражения костной системы у детей.
АФО нервной системы у детей. Психическое, моторное, интеллектуальное развитие.
Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего возраста.
АФО, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста.
Семиотика заболеваний органов дыхания у детей.
АФО и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей.
Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей.
Синдромы поражения сердечно-сосудистой системы, функциональные пробы.
АФО и методика обследования органов пищеварения.
Семиотика поражения пищеварительной системы.
Функциональные методы исследования пищеварительной системы и синдромы поражения ЖКТ.
Организация питания детей первого года жизни. Питание беременной и кормящей матери. Вскармливание новорожденного.
Естественное вскармливание.
Прикормы при естественном вскармливании.
Искусственное вскармливание.
Смешанное вскармливание. Гипогалактия и ее профилактика.
Организация питания детей старше года.
АФО мочевыделительной системы у детей.
Синдромы поражения мочевыделительной системы. Семиотика заболеваний мочевыделительной системы.
АФО органов кроветворения и методы обследования.
Семиотика важнейших поражений органов кроветворения у детей.
АФО эндокринной системы. Семиотика поражения.
Литература
Список сокращений

Методика обследования ребенка. Схема сбора анамнеза.

Задача №1

Новорожденный ребенок массой тела 1700 г, длиной 40 см при осмотре занимает позу с вытянутыми руками, согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах, кости черепа податливы, швы не сомкнуты, середина тела приблизительно на уровне симфиза.

1. Определите гестационный возраст.

2. На каком сроке беременности родился ребенок?

3. Объясните, почему у ребенка возможны проблемы с дыханием?

4. Где должен наблюдаться данный ребенок?

5. Тактика?

Ответы:

1. Гестационный возраст 32 недели.

По формуле Газе – п х 5 см = 40 недель, где п = 40/5 = 8 месяцев = 32 недели.

Масса тела плода на сроке 30 недель – 1300 г, на каждую последующую неделю плюс 200 г.

1300 + 200 х Х = 1700 г.

Х = 2 недели

30 + 2 = 32 недели

Поза ребенка соответствует 30 – 34 неделям.

2. Ребенок родился на сроке беременности 32 недели.

3. Не сформирована система сурфактанта, возможны ателектазы и дыхательные расстройства, не созрела регуляция дыхательного центра.

4. Ребенок должен находиться в отделении для выхаживания недоношенных детей в условиях кювеза.

5. Выписываются на участок при наборе массы тела 2000г, хорошем сосательном рефлексе, отсутствии осложнений и удовлетворительном состоянии ребенка.

Задача №2

Олег Г., 7 суток. Ребенок от 2 беременности (1-я закончилась медицинским абортом), протекавшей с ОРВИ в 26 недель (лечение симптоматическое), угрозой прерывания беременности на сроке 32 недели. Матери 24 года, страдает хронически тонзиллитом, Роды на 36 неделе беременности, стремительные, оценка по шкале Апгар 6 баллов на 1-й минуте, проводились реанимационные мероприятия. Состояние в 1-е сутки тяжелое за счет неврологической симптоматики (синдром угнетения). К груди приложен на 3-и сутки.

1. Укажите факторы риска у данного ребенка,

2. По каким заболеваниям ребенок угрожаем?

3. Что такое шкала Апгар и как ее оценить?

4. Методика пеленания новорожденного.

5. Расскажите о купании новорожденного.

Ответы:

1. Мед. аборт, ОРВИ в 26 недель, угроза прерывания беременности на сроке 32 недели, преждевременные роды на сроке 36 недель, стремительные роды, оценка по шкале Апгар 6 баллов на 1-й минуте, тяжесть синдрома нарушения мозгового кровообращения, хронический тонзиллит у матери.

2. Ребенок угрожаем по частым ОРВИ, патологии ЦНС, рахиту, анемии, дистрофии, гнойно-септическим заболеваниям.

3. Шкала Апгар названа по имени ее создателя - американского доктора Вирджинии Апгар. С ее помощью по цифровым показателям оценивается в родильном зале состояние только что родившегося ребенка, а также вероятность развития у него неврологических нарушений. Оценка состояния ребенка проводится на 1-й и 5-й минутах жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (цвет кожных покровов, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус, рефлекторная реакция). Максимальное значение составляет 2 балла по каждому признаку и выражается в виде дроби, числитель которой – данные на 1-й минуте, знаменатель - на 5-й минуте. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8/10 баллов (таб. 1).

Таблица 1

Шкала Апгар

4. Пеленание новорожденного.

1. Вымыть и осушить руки.

2. Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх, флане­левая пеленка - тонкая пеленка-подгузник или выложить памперс).

3. Приготовить распашонки, вывернуть швы наружу.

4. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть), осушить.

5. Надеть на ребенка тонкую распашонку, затем фланелевую разрезом вперед.

6. Надеть подгузник, для этого: уложить ребенка на пеленку, так чтобы широкое основание подгузника приходилось на уровень поясницы, провести нижний угол подгузника межу ножками малыша, обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.

7. Завернуть ребенка в легкую пеленку без «pyк».

8. Запеленать ребенка в теплую пеленку (при необходимости с руками).

9. Уложить ребенка в кроватку.

5. Купание новорожденного.

1. Вымыть руки.

2. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезраствором, вымыть щеткой, ополоснуть кипятком.

3. Положить на дно ванночки в головной конец пеленку, сложенную в несколько слоев.

4. Поместить в ванну водный термометр и наполнить ее водой на 1/2 -1/3 температурой 36-37° С.

5. Набрать из ванночки воду в кувшин для ополаскивания ребенка.

6. Раздеть малыша, завернуть в легкую пеленку.

7. Медленно погрузить в воду, уровень воды должен доходить до уровня сосков.

8. Надеть на правую руку «рукавичку», при необходимости намылить ее

и помыть ребенка в следующей последовательности: голову (от лба к затылку, шея, туловище, конечности, наружные половые органы и ягодичную область.

9. Снять «рукавичку», повернуть ребенка лицом вниз, ополоснуть малыша из кувшина водой 35-36°C, накинув полотенце на малыша, положить его на пеленальный столик.

10. Осушить кожные покровы, обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом, одеть и запеленать ребенка.

Задача №3

Участковый педиатр при первичном патронаже к новорожденному мальчику 10 суток жизни составил генеалогическое дерево семьи (рис. 1). Ребенок находится на грудном вскармливании, сосет хорошо, не срыгивает, молока у матери достаточно. При осмотре пупочной ранки врач заметил корочку. Кожные покровы желтые.

Рисунок 1. Генеалогическое дерево семьи.

1. Что такое генеалогический анамнез?

3. Укажите направленность риска.

4. Тактика в отношении желтушности кожи.

5. Дайте советы по уходу за пупочной ранкой.

Ответы:

1. Генеалогический анамнез – сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.

2. Jо = 9/14= 0,6, умеренная отягощенность,

3. Направленность риска обусловлена предрасположенностью к аллергическим и гастроэнтерологическим заболеваниям.

4. Наличие желтушности на 10 сутки настораживает врача. Возникает мысль о затянувшейся физиологической желтухе (транзиторная гипербилирубинемия), либо о гемолитическом конфликте (резус, либо АВ0), об атрезии желчных ходов, о гепатите. Следует сдать кровь на билирубин, АЛТ. Показатель общего билирубина более 150 мкмоль/л и прямого более 30 мкмоль/л – требуют госпитализации ребенка. При повышении АЛТ требуется консультация инфекциониста и анализ крови на маркеры гепатитов.

5.Корочка на пупочной ранке требует обработки, т.к. под корочкой возможна инфекция.

Следует: а) обработать перекисью водорода 3%

б) просушить

в) обработать спиртом

г) обработать раствором марганцовки

Задача №4

Первичный врачебный патронаж к новорожденному в возрасте 7 дней. Девочка от молодой здоровой матери, первой беременности, протекавшей с гестозом 1 половины (тошнота до 16 недели). Родилась на 38 неделе с массой тела 2900 г, длиной 49 см. При осмотре активна, крик громкий, хорошо удерживает температуру тела, активно сосет грудь. Кожа чистая, слабая желтушность кожи лица и туловища. Пупочная ранка под сухой корочкой, без воспаления, сосуды не пальпируются. Большой родничок 1,5х2 см. Ногти переросли кончики пальцев. Пульс 146 уд/мин. Тоны сердца звучные, ритмичные. Частота дыхания 42 в 1 мин. с апноэ по 2-3 сек. В легких дыхание проводится равномерно, хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный, Печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5 см. Селезенка не пальпируется. Физиологические отправления в норме. Большие половые губы закрывают малые. Рефлексы новорожденных вызываются. Мышечный тонус нормальный. Волосяной покров выражен только на голове.

5. Дайте советы по уходу за кожей ребенка.

Ответы:

1. Доношенная новорожденная девочка. Физиологическая желтуха.

2. У ребенка выявлены следующие признаки морфологической зрелости: ногти переросли кончики пальцев, большие половые губы закрывают малые, отсутствует волосяной покров на плечах и спине.

3. Признаки функциональной зрелости: ребенок активен, достаточная двигательная активность, выражены сосательный и глотательный рефлексы, вызываются рефлексы новорожденных, громкий эмоциональный крик, хорошо удерживает температуру тела, устойчивый и правильный ритм сердцебиения и дыхания (апноэ до 4-5 сек.), активно сосет грудь.

4. В пределах возрастной нормы.

5. Подмывать теплой водой спереди назад. Ежедневно гигиеническая ванна 10-15 минут с температурой воды 37°С без мыла (с детским мылом 2 раза в неделю). Обработка пупка утром и вечером после ванны р-ром 3% перекиси водорода, бриллиантовой зеленью или р-ром калия перманганата 1:5000. Складки смазывать детским кремом или стерильным подсолнечным маслом.

Задача №5

Осмотр врача педиатра ребенком на дому. Девочка 6 суток жизни, накануне выписана из родильного дома в удовлетворительном состоянии.

1. Укажите условия для сбора анамнеза у детей раннего возраста.

2. Что такое биологический анамнез?

3. Как оценить биологический анамнез?

4. Что такое социальный анамнез?

5. Оценка социального анамнеза, выделение групп риска.

Ответы:

1. Условия для сбора анамнеза у детей раннего возраста:

· Поведение врача и его внешний вид, который в педиатрии приобретает особый смысл (врач должен иметь опрятный вид без использования экстравагантных стилей одежды, без яркой необычной косметики со стойкими запахами, ярких украшений);

· анамнез собирается у родителей, желательно у матери;

· для педиатра расспрос имеет особое значение т.к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его родственниками;

· очень важно быть предельно доброжелательным, спокойным, уверенным в себе;

· следует спокойно выслушать родителей и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию;

· направить рассказ матери в зависимости от ситуации;

· во время опроса не делать заключения, особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем мероприятиям, которые применялись коллегами;

· детей младшего возраста заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с ребенком;

· при выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов;

· при сборе анамнеза жизни у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни.

2. Биологический анамнез – включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза:

Антенатальный период (раздельно о течении первой и второй половин беременности):

· Гестозы первой и второй половины беременности;

· Угрозы выкидыша;

· Экстрагенитальные заболевания у матери;

· Профессиональные вредности у родителей;

· Отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;

· Хирургические вмешательства;

· Вирусные заболевания во время беременности;

· Посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов;

Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):

· Характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);

· Пособие в родах;

· Оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);

· Оценка по шкале Апгар;

· Крик ребенка;

· Диагноз при рождении и выписке из родильного дома;

· Срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;

· Срок вакцинации БЦЖ;

· Время отпадения пуповины;

· Состояние ребенка при выписке из родильного дома;

· Состояние матери при выписке из родильного дома.

Поздний неонатальный период:

· Родовая травма;

· Асфиксия;

· Недоношенность;

· Гемолитическая болезнь новорожденного;

· Острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

· Ранний перевод на искусственное вскармливание;

· Пограничные состояния и их длительность.

Постнатальный период развития:

· Повторные острые инфекционные заболевания;

· Наличие рахита;

· Наличие анемии;

· Расстройства трофики тканей в виде дистрофии типа гипотрофии или паратрофии;

· Наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

3. Оценка биологического анамнеза, выделение групп риска:

При наличии одного и более факторов риска:

· В каждом из 5-ти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощенности биологического анамнеза;

· В 3-4-х периодах – о выраженной отягощенности (группа высокого риска по биологическому анамнезу);

· В 2-х периодах – об умеренной отягощенности (группа риска по биологическому анамнезу);

· В одном периоде – о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу).

Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным.

О степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. В зависимости от силы повреждающих факторов количества стигм дизэмбриогенеза, не приводящих к органическим или функциональным нарушениям определенного органа, может быть различным. В норме оно составляет 5-7.

Превышение порога стигматизации может рассматриваться в качестве фактора риска еще не проявившейся патологии.

4. Основные параметры социального анамнеза (таб. 2):

Ø Полнота семьи;

Ø Возраст родителей;

Ø Образование и профессия родителей;

Ø Психологический микроклимат в семье и отношение к ребенку;

Ø Наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;

Ø Жилищно-бытовые условия;

Ø Материальная обеспеченность семьи;

Ø Санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

Таблица 2

Параметры социального анамнеза и их характеристика

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1.Характеристика семьи Семья полная, т.е. есть отец или близкие (ближайшие) родственники матери (2 и более взрослых человека) Семья неполная (мать живет одна с ребенком)
2.Образовательный уровень членов семьи Высшее или среднее специальное Нет специального образования
3.Психологический микроклимат семьи: · Отношение к ребенку · Вредные привычки Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек (алкоголизм и др.) Отношения грубые, в семье бытуют вредные привычки
4.Жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность Отдельная благоустроенная квартира (на 1 члена семьи не менее 7 м 2). Заработок на 1 члена семьи больше прожиточного минимума Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи менее прожиточного минимума

5. Оценка социального анамнеза, выделение групп риска:

· Наличие одного и более факторов риска в каждом из 7-8 перечисленных параметров социального анамнеза (а также наличие только одного из таких факторов, как отказ от ребенка, лишение родительских прав, ребенок- подкидыш, постоянное избиение ребенка родителями, отсутствие у семьи постоянного места жительства) свидетельствуют о высокой отягощенности социального анамнеза (группа риска по социальному анамнезу);

· Присутствие одного и более факторов риска в 5-6 параметрах говорит о выраженной отягощенности (группа высокого риска по социальному анамнезу);

· Наличие факторов риска в 3-4 параметрах говорит об умеренной отягощенности (группа риска по социальному анамнезу);

· Наличие факторов риска в одном-двух параметрах свидетельствует о низкой отягощенности социального анамнеза (за исключением факторов, перечисленных в оценке высокой отягощенности) (группа внимания по социальному анамнезу);

В случае неблагополучного анамнеза необходимо указать параметры, имеющие отрицательную характеристику.


Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет).


Опрашиваются родители.


1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?


2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?


3. Режим и особенности питания беременной.


4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?


5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?


6. Масса тела и рост при рождении.


7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?


8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?


9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?


10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).


11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?


12. Физическое развитие ребенка.


13. Развитие статики и моторики.


14. Психическое развитие.


Анамнез заболевания.


1. Жалобы.


2. Когда заболел ребенок?


3. При каких обстоятельствах развивалось заболевание?


4. Общие проявления заболевания отразить в динамике.


5. Проявления заболевания со стороны всех систем и органов:


1) дыхательной системы: кашель сухой или влажный, время его появления, характер. Мокрота. Боли в груди или спине. Одышка, когда появляется, наличие приступов удушья;


2) сердечно-сосудистой системы: одышка, боли в области сердца. Ощущение перебоев сердцебиений. Отеки;


3) системы пищеварения: тошнота, рвота. Срыгивания у грудных детей. Наличие отрыжки или изжоги. Боли в животе. Стул;


4) мочевыделительной системы: боли в поясничной области, частота мочеиспусканий и их объем. Цвет мочи. Ночное недержание мочи;


5) опорно-двигательной системы: боли в конечностях, мышцах, суставах. Припухлость суставов, их покраснение. Затруднение при движении, утренняя скованность;


6) эндокринной системы: нарушение волосяного покрова. Изменения кожи. Нарушения роста и массы тела;


7) нервной системы и органов чувств: головные боли и головокружения.



  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). Опрашиваются родители. 1. От какой беременности и какой по счету ребенок ; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?


  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). Опрашиваются родители.
    У детей . Общий осмотр ребенка . Клинические критерии оценки тяжести состояния больного.


  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет).
    Характеризуется снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.


  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка


  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). Опрашиваются родители. 1. От какой беременности и... подробнее ».


  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). Опрашиваются родители. 1. От какой беременности и... подробнее ».


  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). Опрашиваются родители. 1. От какой беременности и... подробнее ».


  • Особенности сбора анамнеза у детей . Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). Опрашиваются родители. 1. От какой беременности и... подробнее ».


  • При сборе анамнеза ребенка , так как от
    особенностях недоношенных детей .


  • При сборе анамнеза необходимо по возможности установить этиологические факторы, которые привели к рождению недоношенного или переношенного ребенка , так как от
    При объективном обследовании следует помнить о функциональных особенностях недоношенных детей .

Найдено похожих страниц:10


При сборе анамнеза у ребенка необходимо соблюдать определенные правила, которые позволяют обеспечить правильный

вывод о больном и должное его лечения.

1. Собирать анамнез нужно терпеливо, спокойно, вежливо и всегда быть готовым к беспокойства, тревоги, а иногда и к неуравновешенной поведения родителей или родственников ребенка.

2. Нужно выделять и отделять достоверные и надуманные ощущение больного ребенка и его родителей, значимые и второстепенные данные, которые они сообщают.

3. Расспрашивать больного следует, по возможности, без наводящих вопросов. Прежде всего следует выслушать жалобы от ребенка или матери, подробную историю заболевания, не прерывая, дав им возможность свободно высказаться.

4. При необходимости вопрос к ребенку и его родителей нужно ставить четко, в понятной, доходчивой форме и именно этим определяется искусство сбора анамнеза.

Сбор анамнеза у детей имеет некоторые особенности. Эти особенности заключаются в том, что сбор анамнеза проводят у детей, их родителей, родственников или воспитателей (или учителей). Причем обязательно проводят опрос ребенка, независимо от его возраста. Это дает не столько информацию о заболевании, насколько позволяет оценить общее состояние ребенка. При этом нужно помнить, что у детей раннего возраста жалобную ребенка заменяют жалобы матери, основанные только на ее набл еженнях за ребенком.

Кроме того, собирая анамнез следует помнить, что чем меньше по возрасту ребенок, тем подробнее выясняются вопросы анамнеза жизни. Особенно это касается течения беременности, родов и периода новорожденности, характера вскармливания на первом году жизни и др.

К оценке анамнестических данных всегда следует подходить критически и не все воспринимать на веру, так как возможны случаи умышленного преувеличения больным (или его родителями) своих чувств (аггравация) и умышленное введение врача-педиатра в заблуждение неверными сведениями (симуляция). Особенно это касается девочек пубертатного возраста.

Для того чтобы получить максимум информации и не пропустить достаточно важных моментов при сборе анамнеза, при опросе необходимо всегда придерживаться определенной последовательности. Сначала выясняют общие справочные сведения о больном ребенке (имя, фамилия и возраст ребенка, место жительства и др.). После этого выслушивают жалобы больного, проводят их детализацию и собирают анамнез заболевания (anamnesis morbi), определяя хронологическую последовательность появления и развития основных симптомов заболевания (когда и как началось заболевание, как оно проявлялось и развивалось, которое проводилось лечение и какова была его эффективность).

Покончив с анамнезом заболевания врач должен подробно выяснить анамнез жизни ребенка (anamnesis vitae). При этом уточняют количество предыдущих беременностей и родов у матери, число выкидышей, причины преждевременного прерывания беременности, каким был ход этой беременности, болел и чем мать во время беременности, какие лекарства получила, или выполняла вредную работу на производстве и др. Обязательно следует уточнить, вовремя родился ребенок, какими были роды. Особого внимания заслуживает течение периода новорожденности: состояние ребенка после рождения, оценка по шкале Апгар, антропометрические показатели (масса, рост и др.), Патологические состояния и перенесенных заболеваниях в периоде новорожденности, состояние пупочной ранки. Подробно следует расспросить о вскармливания ребенка на первом году жизни. При этом внимание необходимо обратить на характер вскармливания, введение прикорма и пищевых добавок, профилактику гиповитаминоза D и др.

Важным элементом анамнеза жизни у ребенка есть сведения о его физическом, психическом и половое развитие ребенка. При этом уточняют когда ребенок начал держать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ходить, когда появилась улыбка, как развивалась речь, а также различные навыки и умения. Следует уточнить материально-бытовые условия семьи, условия воспитания, поведение ребенка в семье и в детском коллективе, перенесенные заболевания, их ход и эффективность лечения в разные возрастные периоды жизни.

Обязательно уточняют эпидемиологический анамнез, включающий данные о перенесенных инфекционных заболеваниях и контакты с инфекционными больными в течение последних 3-х недель, а также наличие инфекционных болезней в семье, в доме или детском коллективе, который посещает ребенок. Расспрашивают о профилактических прививках, которые были сделаны ребенку, и возможные осложнения.

При сборе аллергологического анамнеза уточняют наличие у ребенка в проявлений аллергии, реакции на пищевые продукты, лекарственные средства, иммунные препараты и тому подобное.

Заканчивают сбора анамнеза данным о наследственных болезнях у ребенка и его родственников, состояние здоровья родителей (генетический анамнез).

ОБЪЕКТИВНОЕ клиническое обследование здоровых и больных детей проводят обычно после оценки данных анамнеза. Это клиническое обследование детей включает осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию всех органов и систем детского организма.

Схема сбора анамнеза

Особенности методики исследования ребенка
Всестороннее внимательное исследование больного ребенка имеет огромное значение для правильной диагностики заболевания , назначения соответствующего лечения и организации ухода за ребенком. Методика исследования ребенка отличается от методики исследования взрослого, особенно если это относится к ребенку раннего возраста, для правильной оценки состояния необходим ряд специальных методов объективного обследования. При исследовании больного необходимо придерживаться определенной схемы, чтобы не упустить чего-либо существенного, важного как во время расспросов, так и во время объективного исследования.


Этапы исследования ребенка
собирание анамнеза общего (anamnesis vitae);

анамнеза заболевания (anamnesis morbi);

объективного исследования настоящего состояния больного (status praesens);

дополнительных исследований (лабораторные, рентгенологические и т. д.).

как протекали роды, на какой день и с какой массой выписали ребенка домой;

заболевания в период новорожденности. Наличие желтухи, родовых травм, других заболеваний;

физическое и психомоторное развитие ребенка;

поведение ребенка дома и в коллективе: отношение к другим детям и взрослым;

особенности сна, его продолжительность;

общие особенности кормления на первом году жизни (естественное, искусственное, смешанное);

сроки прорезывания зубов;

перенесенные заболевания;

профилактические прививки - против туберкулеза (БСЭ), полиомиелита, стафилококка, кори, паротита, краснухи. Реакция на прививки. Характеристика туберкулиновых проб;

контакт с инфекционными больными;

лечился ли ребенок в стационаре?


Анамнез жизни детей старшего возраста
При сборе анамнеза детей старшего возраста необходимо расспросить о жилищно-бытовых условиях семьи, профессии родителей, домашней обстановке, помещении, в котором живет ребенок, и т. д.


Уточняются следующие сведения:
который по счету ребенок? Особенности развития в периоде раннего детства;поведение ребенка дома и в коллективе , для школьников - успеваемость. Какие предметы предпочитает?

перенесенные заболевания и хирургические вмешательства;

профилактические прививки и туберкулиновые пробы;

половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков).


Дополнением к анамнезу жизни является семейный анамнез, поэтому наряду с паспортными данными родителей выясняют:

состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Наличие в семье инфекционных, психических, нервных, эндокринных, аллергических заболеваний, профессиональных вредностей , курения, алкоголизма;

генеалогическое дерево, начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек, до братьев и сестер по горизонтали;

оценка материально-бытовых условий.