Технологии профессиональной коммуникации и самоорганизации лекция. Проблемы самоорганизации. Синергетика. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность

Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия (Соц.работа)

Вопросы к зачету/экзамену

1. Синергетический подход к процессу самоорганизации.

2. Взгляды на эволюцию общества в теориях раннего позитивизма

3. Взгляды на общественное развития в концепциях Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера.

6. Раскройте содержание технологий самоорганизации и особенности их применения

    Синергетический подход к процессу самоорганизации.

Синергетическую концепцию самоорганизации в виде следующих положений:

    Объектами исследования являются открытые системы в неравновесном состоянии, характеризуемые интенсивным обменом веществом и энергией между подсистемами, а также между системой и ее окружением.

    Различаются процессы организации и самоорганизации. Их общий признак - возрастание порядка, обусловленное протеканием процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия, независимо от влияния взаимодействующих элементов внешней среды. Организация в отличие от самоорганизации может характеризоваться, например, образованием однородных стабильных статических структур.

    Результатом самоорганизации становятся возникновение, взаимодействие, а также взаимодействие (например, кооперация) более сложных в информационном смысле, чем элементы внешней среды, из которых они возникают. Система и ее составляющие являются динамическими образованиями.

    Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами подсистем в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую "погружена" система.

    Поведение подсистем и системы в целом существенным образом характеризуется спонтанностью - акты поведения не являются строго детерминированными.

    Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности, имеющими противоположную направленность и способными в отдельные фазы существования системы как преобладать над процессами самоорганизации, так и уступать им. При этом система в целом может характеризоваться устойчивой тенденцией, претерпевать колебания к эволюции либо к деградации и распаду.

Термин «самоорганизация», изначально в научный язык, был введён У. Эшби. Самоорганизацию как возможность возникновения биологических макромолекул из хаотической смеси малых молекул представлял М. Эйген. Интерпретировал самоорганизацию, как «практический принцип жизнедеятельности субъекта, предполагающий актуализацию и использование им механизмов спонтанного развития» Ю. Резник. Термин «Синергетика» в научный язык ввёл Г. Хакен.

Синергетика основана на идеях целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности (многовариантности и необратимости), глубинной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Синергетика дает новый образ мира, который сложно организован и открыт, т. е. является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим и эволюционирующим по нелинейным законам. Последнее означает, что этот мир полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.

Можно выделить три типа процессов самоорганизации:

    процессы возникновения качественно нового целостного формирования из некой совокупности объектов определенного уровня;

    процессы, поддерживающие определенный уровень организации при учете внешних и внутренних условий ее функционирования;

    процессы совершенствования организаций, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

Основной характеристикой самоорганизации любой системы, ее эволюции является необратимость, выражающаяся в определенной направленности ее изменений. Действительно, поскольку организация как совокупность активностей не может быть замкнутой, ее развитие направлено не только внутрь системы, но и за пределы системы, где она сталкивается с другими совокупностями активностей, преодолевает их сопротивление и движется дальше. Необратимость, или неповторимость, процесса означает невозможность изменить направленность процессов самообразования в каждый данный момент. По словам Н. Кондратьева, под эволюционными, или необратимыми, процессами мы понимаем те изменения, которые при отсутствии резких посторонних пертурбационных воздействий протекают в определенном и в одном и том же направлении.

Иначе говоря, самоорганизация - это процесс развития системы, для которого характерны два принципа:

    принцип отрицательной обратной связи, показывающий, как поддерживается спонтанно возникающий порядок;

    принцип положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются.

    Взгляды на эволюцию общества в теориях раннего позитивизма

Спенсер выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию «естественный отбор», «борьба за существование» и «выживание сильнейшего». Дюркгейм выявляет специальные механизмы, объясняющие эволюцию, как внутреннюю солидарность.

Позитивизм в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности должна быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 ᴦ. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не должна быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить ʼʼметафизическуюʼʼ проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. ʼʼНовая философия, которая должна решительно порвать со старой, метафизической своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения - махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи вещи в себе и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта - ощущений. Согласно теории Маркса, самотрансформация общества происходит благодаря сложному взаимовлиянию человеческих действий и структурных условий (классового деления и общественно-экономических формаций).

В 10-20 гᴦ. XX века появляется третья форма позитивизма - неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия - это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации, который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте принято называть протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. По этой причине сторонники лингвистического анализа-другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма - постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации- разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, ᴛ.ᴇ. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. В случае если утверждение, концепция или теория не бывают опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

    Взгляды на общественные развития в концепциях Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, М. Вебера.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.) . Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) внеличностный характер;

5) планирование карьеры;

6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

7) дисциплина.

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.) . Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что Зиммелевская «чистая форма» тесно связана с Веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.

Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Исходя из этого можно указать, что чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.

Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.).

Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество , где преобладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

3) корпорации социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;

2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

4. Самоорганизация в контексте современного этапа общественного развития.

Современные научные и практические исследования свидетельствуют, что одним из наиболее важных свойств общества как социальной системы является ее свойство к самоорганизации. Именно через самоорганизацию происходит формирование и трансформация социальных институтов и обеспечивается их эволюция в соответствии с динамикой развития социума и его внешних связей с миром. Общественная история является непрерывным процессом самоорганизации людей в различные социальные группы, как относительно стабильные, так и временные, нацеленные на достижение определенных результатов развития в короткий исторический период. Само государство является результатом реализации внутреннего свойства общества к самоорганизации. На современном этапе научного познания процессов самоорганизации социальных систем отсутствует единое мнение об обоснованности того, либо иного научного подхода к их познанию. Вместе с тем, методология синергетики и теории самоорганизации, как свидетельствует история развития российского общества является наиболее перспективной в условиях открытого общества, находящегося в процессе реформирования его базовых институтов и трансформации социальных ценностей. Динамика процессов социальной самоорганизации определяет актуальность обращения к вопросам методологии их познания и потребность к использованию комплексного похода, не ограниченного методологией синергетики и теории самоорганизации. В настоящее время преобладает понимание гражданского общества как совокупности общественных отношений, не зависимых от государства и способных воздействовать на него. По мнению А. Ю. Сунгурова, гражданское общество представляет собой совокупность свободных ассоциаций граждан, с многообразными взаимосвязями между ними, уважающих законы государства, умеющих и желающих влиять на эти законы и не позволяющих вмешиваться в свою повседневную деятельность, государственным чиновникам. Филипп Шмиттер считает, что гражданское общество - это система самоорганизующихся медиаторных (посреднических) групп, которые, во-первых, относительно независимы как от государственных, так и негосударственных единиц производства и воспроизводства, во-вторых, способны осуществлять коллективные акции по достижению и защите своих интересов, в-третьих, не стремятся подменять собой ни государственные, ни частные структуры и, наконец, действуют исключительно в рамках правовых норм. В. Граждан видит гражданское общество как систему негосударственного социального самоуправления организованных групп, т.е. по самой своей природе и социальной сущности гражданское общество выступает как конструктивная оппозиция любой государственной власти.

5. Раскройте источники и условия управляемости самоорганизации

Социум, возникший на природной основе, - самоорганизующаяся система, по отношению к которой более уместно говорить не столько об управлении, сколько о регулировании социальных процессов (К. Поппер называет это «социальной инженерией»). Процессы саморегуляции протекают на основе объективных законов развития природы и социума и в сущности своей не зависят от разума и воли человека. Однако само возникновение механизма управления можно рассматривать как дальнейшее развитие процессов самоорганизации, которые одновременно с возникновением свойства высокоорганизованной материи - сознания - приобрели специфический характер. Управление, таким образом, можно понимать, как регуляцию, осуществляемую человеком осознанно и целенаправленно.

Какие бы жесткие детерминанты не вводились в социальную систему, спонтанная деятельность, самоорганизация - это естественный процесс, присущий всякой социальной системе. Речь может идти только о регулировании этого процесса, так как самоорганизация может иметь и негативную, и позитивную направленность. Функциональная программа социальной системы должна предусматривать определенные «пустоты» в своей структуре, допускающие «различные степени свободы» для развития самоорганизационных процессов. Иными словами, самоорганизация может быть звеном в цепи «Дезорганизация - Самоорганизация - Организация», но при определенных условиях самоорганизация может рассматриваться и как самодезорганизация: «Дезорганизация - Самоорганизация - Дезорганизация второго и т. д. порядков».

Утверждение, что активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели принадлежит Р. Акоффу и Ф. Эмери. К источникам самоорганизации относятся: стремление к взаимодействию, социальная поддержка или подкрепление и общественная инфраструктура. Технологии запуска применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм, регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества. Технологии развития реализуются посредством социокультурных процедур, обеспечивающих эффективное освоение социального пространства. Технологии поддержки выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

7. Опишите технологическую модель самоорганизации населения муниципальных образований

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года, как и в последующем законе от 2003 года, вместо понятия «общество» применяется понятие «муниципальное образование» – населенный пункт или территория, наделенные «самоуправляющимися» атрибутами (выборные органы, администрация, бюджет и тому подобное)

К основным элементам технологической модели относятся:

Система субъект-объектных (- субъектных) отношений;

Система прямых и обратных связей, реально существующих и проектируемых при реализации подсистемами своих функций;

Система факторов и условий, детерминирующих поведение субъектов самоорганизации.

Структурный аспект включает субъекты взаимодействия, а также субъектно-объектные (- субъектные) отношения, складывающиеся в процессе представлен системными агентами и механизмами, посредством которых запускается, и поддерживается процесс самоорганизации. Реализационный аспект - это практика формирования системы общественных отношений и условий, поддерживающих баланс между самоорганизационными и организационными.

8. Охарактеризуйте формы самоорганизации в муниципальных образованиях

Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. Наряду с этим, их правовое положение в большей мере зависит от подходов, которые сформировались на местах, а не от актов федеральной власти. В итоге, прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных, органов местного самоуправления, образований и местной администрации, а также ее подразделений. Можно сделать вывод что, все это приводит к затруднению исполнения обязанностей, неустойчивости оборота и в целом значительно снижает авторитет муниципальной власти. В некоторой степени проблема осложняется и тем, что местному самоуправлению в России всего примерно десяти лет, а само понятие «муниципальное образование» вообще зародилось только с конца 1994 года. А опыт же других стран редко может быть применен из-за слишком разных подходов к статусу общин.

На основании законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении население непосредственно осуществляет свои права при решении наиболее важных вопросов местного значения: 1) формирование органов местного самоуправления; 2) реализация контрольных функций и ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением; 3) принятие решений по вопросам текущей деятельности местного самоуправления. Это позволяет сделать вывод о том, что формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления оказывают значительное воздействие на все другие компоненты системы местного самоуправления и во многом определяют содержание и направления их деятельности.

К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. Главой 5 относятся:

    местный референдум;

    муниципальные выборы;

    сход граждан;

    правотворческая инициатива граждан:

    территориальное общественное самоуправление;

    публичные слушания;

    собрание граждан

    конференция граждан (собрание делегатов);

    опрос граждан;

    обращения граждан в органы местного самоуправления;

    другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Объединения с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой относятся к объединениям профессионального типа. Объединения, ориентирующиеся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, т. е. тех, кто кровно заинтересован в реализации их целей. Такие объединения, как правило, имеют широкую социальную базу классического типа. Общественное объединение, основанное на членстве и созданное для защиты общих интересов, называется: общественной организацией. Самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения получила название территориальное общественное самоуправление.

9. Почему важно понимать язык телодвижений?

Большое значение имеет не только вербальные, но и невербальные коммуникации в общении. Это внешнее отражение эмоционального состояния человека. Каждый жест или движение является ключом к чувствам, которые человек испытывает в данный момент.

Наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является лицо. При соблюдении этикета наиболее информативным о внутреннем состоянии человека при общении является тело. Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем человек, испытывающий вспышку энергии.

Очень важно понимать язык телодвижений, потому что в некоторых ситуациях этот самый язык может сказать гораздо больше, и что не менее важно, даже совершенно противоположное тому, что будет говорить вам человек словами. Только очень важно в толковании этого языка не понимать всё буквально и однозначно. Помните, как в "приключениях Шерлока Холмса" - Шерлок вспоминает, что когда-то они начали даже подозревать одну даму во лжи и причастности к преступлению только потому, что во время разговора она отчаянно вертелась на стуле и у неё "бегали глаза", а всё дело оказалось в том, что она переживала, что не успела перед беседой просто попудрить носик? Не так всё просто и к тому же надо учитывать, что ваш собеседник тоже может быть отнюдь не дурак и может вполне сознательно и на языке жестов преподносить вам заведомо ложную информацию. Мы ведь все немного актёры.

10. Почему язык телодвижений неоднозначен?

Ответ очень прост - каждый человек индивидуален. потому что-то или иное действие не всегда порождается одной и той же причиной. В качестве примеров приводят обычно такие случаи. Один продавец, опираясь на поведение клиента слишком сильно скинул цену, а у клиента были проблемы с женой и об этом он сейчас думал, а вещь бы он купил и по начальной цене. Или пример, как я говорила раньше, из Конандолья, в одном из рассказов Шерлок сильно подозревал одну леди, та слишком сильно ерзала и волновалась - причина была проста, та волновалась из-за не напудренного лица.

Невербальный язык может многое рассказать о внутреннем состоянии даже незнакомого человека, не говоря о деловых партнерах, постоянных собеседниках и коллегах. Так, вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или при двинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью - все имеет свой смысл. Но, как и всякий язык, невербальный у каждого народа свой действительно, один а тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение. Даже ваш костюм и его цвет могут нести неоднозначную информацию в разных частях света. Тот жест, которым русский человек сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия.

Если в Голландии вы повернете указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает; что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец на нос. В некоторых странах Африки смех - это показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья.

Разные жесты имеют неодинаковые значения в различных странах. В пример приведу самый распространенный жест «ОК». Итальянцы и французы известны тем, что они во всем полагаются на свои руки, когда нужно решительно подтвердить слова или придать беседе более непринуждённый характер. Опасность заключается в том, что жесты рук воспринимаются по-разному - в зависимости от того, в какой стране мы в данный момент находимся. Так, в США, да и. во многих других странах, «нуль», образованный большим и указательным пальцем, «говорит» о том, что «все нормально», «отлично» или просто «ОК». Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, но в некоторых странах этот жест имеет другое значение и происхождение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.

Поэтому, путешествуя по разным странам, следует помнить о пословице «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это поможет избежать возможных неловких ситуаций. Именно поэтому язык телодвижений неоднозначен.

11. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

Среди других жестов, сопровождающих общение, выделяют:
иллюстративные жесты , которые изображают содержание и ход наших мыслей, например: "такой огромный", "с другой стороны" и т.п., обилие таких жестов не свидетельствует о высокой языковой культуре человека;
жесты-регуляторы поведения : "встаньте", "идите сюда", "прошу вас пройти" и т.д.;
дирижирующие жесты - сопровождают речь плохих ораторов, которые вынуждены помогать себе руками ("пилят", "рубят дрова", "ввинчивают лампочку"). Аудиторию это забавляет или усыпляет;
ораторские жесты - направлены на возбуждение определенных чувств аудитории, например: "поймите меня", "я к вам взываю" и т.п. Такие жесты были распространены в патетических речах;
аффективные жесты - выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему (жесты радости, открытости, искренности или смятения, беспокойства, недоверия). Жесты, выражающие внутреннее состояние человека, как правило, не контролируются.

Для снятия напряжения партера лучше всего использовать жесты с уровня живота, направляя руки чуть-чуть в сторону собеседника. Считается, что раскрытые ладони - одно из самых лучших доказательств откровенности собеседника.

12. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.

Наклоненная в сторону голова, руки у лица свидетельствует о некоторой заинтересованности. Если кулак при этом подпирает щеку - вас очень внимательно слушают. Если партнер к тому же оценивает информацию, его указательный палец будет вытянут и упрется в висок если при этом большой палец поддерживает подбородок - партнер негативно относится к вашей информации, а быть может, и к вам.

Прямое, с небольшим наклоном вперед положение головы и взгляд исподлобья свидетельствуют о некоторой агрессивности. Когда человек говорит неправду или полагает, что слышит ее, он невольно направляет руку ко рту. Так бывает и при крайней застенчивости. Рот чаще всего закрыт одним пальцем или кулаком, палец может потирать место под носом. В любом случае рука у рта - жест, который партнер может расценить как выражение смущения или недоверия к его информации.

Раскрытые ладони рук говорят об открытости партнера, его доверии к вам. Руки, прижатые к груди, - о стремлении быть искренним.

Беспокойные движения кистей, вращение большого пальца свидетельствуют о нервозности, дискомфорте партнера. Иногда в таком состоянии руки спокойны, а «пляшет» нога.

Переплетенные пальцы рук, лежащих на столе, говорят о том, что собеседник в напряжении, он собран или раздражен, но старается этого не показать.

Скрещенные руки могут быть всего лишь удобной позой. Но в большинстве случаев они говорят об определенной настороженности партнера. Если при этом пальцы сжимают предплечье - партнер находится в напряженном состоянии; если пальцы впились в руки - он уже еле сдерживает себя.

Люди сидят, скрестив ноги, когда им так удобно, в других случаях эта поза отражает напряженное состояние человека

«Собеседник, сидящий на стуле, развалясь, небрежно, закинув ногу на ногу», - считает себя хозяином положения. Тот же, кто сидит на краешке стула, сложив руки на коленях, - наоборот - склонен подчиняться.

Человек, ощущающий собственное превосходство, закладывает руки за спину, охватывая запястья. А вот руки за спиной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успокоиться или хотя бы скрыть свое волнение.

«Закладывание рук за голову» - еще один жест, выражающий превосходство.

Потирание века связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут,

О лжи или, по меньшей мере, о стремлении что-то утаить могут свидетельствовать потирание лба, висков, подбородка.

Почесывание уха может быть равнозначно фразе: «Я не желаю этого слышать».

Мочку уха теребят в состоянии волнения, расстройства, а потягивают ее - если человеку надоело слушать, и он хочет высказаться сам.

Рукопожатие ладонью вверх, свидетельствует о том, что партнер позволяет вам чувствовать себя хозяином положения.

К жестам открытости относятся жест "раскрытые руки" и жест "расстегивание пиджака". К жестам уверенных в себе людей относятся жест "закладывание рук за голову".

1. 1 Понятие "самоорганизация" в системе социологического знания. 1. 2 Технологии общественная самоорганизация как объект управленческих технологий. 1. 3 Психологические особенности эффективного взаимодействия. 2

Бондалетов В. В. Эволюция идей самоорганизации. Социологические исследования. 2015. № 3. С. 132 -13 Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб. , 1999. Крутиков Н. А. Психология и социология управления. Учебное пособие -М. : ГУУ, Книжный мир. 2010. Скаженик Е. Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 99 с

Самоорганизация [Эшби, 1966: 314 – 343]. «. . . каждая изолированная детерминированная динамическая система, подчиняющаяся законам, создаёт «организмы» , приспособленные к их окружающей среде. . . » . И - «. . . этот процесс перехода к особо устойчивым формам. . . » и есть его ответ на вопрос, что есть самоорганизация

Самоорганизация [Хакен, 1980: 226]. «процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих»

Самоорганизация [Моисеев, 2001: 36]. «такой процесс изменения её состояния (или характеристик), который происходит без целенаправленного начала, каковы бы ни были источники целеполагания. Можно говорить и о стихии самоорганизации - здесь мы ошибки не сделаем. Причины, побуждающие процесс самоорганизации, могут быть, как внешними, так и внутренними»

Самоорганизация [Бондалетов, 2015: 314 – 343]. совокупность рациональных устойчивых взаимодействий, направленных на «структурацию» социальных процессов или на упорядочение социальной системы в целом.

Виды самоорганизации 1. В зависимости от субъектов взаимодействия u общественная самоорганизация (самоорганизация 2 -го уровня: социальных групп, организаций, институтов, систем). u социальная самоорганизация (самоорганизация 1 -го уровня: самоорганизация индивидов). 2. В зависимости от сфер общественной жизни – самоорганизация в экономической, политической, социальной и духовной сфере. 3. В зависимости от того какую роль самоорганизация играет для системы: деструктивная (протестная) и конструктивная (позитивная) самоорганизация.

Природа протестной самоорганизации Протестный подход объясняет процесс самоорганизации как результат протеста субъекта (коллективного или индивидуального), который стремится изменить существующий порядок. На этих позициях стоят представители теории относительной депривации: Т. Гарр. , Д. Дэвис, Л. Киллиан, Н. Смелсер и др. . Они акцентируют внимание на деструктивной самоорганизации и связывают её с субъективными и объективными депривациями личности. Иначе говоря, ощущение недовольства, расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения, являются важнейшими источниками протестной самоорганизации, т. е. протестные ориентации, рассматриваются как важнейшие предпосылки процесса самоорганизации.

Теории группообразования 1. Теория относительной депривации 2. Теория мобилизационных ресурсов 3. Теория обмена 4. Теория равновесия 5. Теория близости © РГСУ 2014 10

Природа конструктивной (позитивной) самоорганизации более удачным объяснением причин самоорганизации и появления самоорганизующихся структур, является так называемый мобилизационный подход. Представители этого подхода: К. Вильсон, К. Дженикс, М. Залит, Дж. Маккартни, Максим, А. Обершол, и др. , сосредотачивают внимание на ресурсах и мобилизационных возможностях самоорганизующихся структур (групп, организаций и т. д.), как решающих факторах их возникновения.

Мысин Н. В. , 2000. С. 476. «объект называется управляемым, если среди всех воздействий на него имеется такое, с помощью которого можно добиться поставленной цели. Неуправляемый объект неподконтролен и не позволяет достичь цели» .

Акофф Р. , Эмери Ф. , 1974. С. 54. «активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели. Будучи подавленным, подчиняющийся субъект переходит в пассивное состояние. Возможно, он уже не оказывает сопротивления, однако и цель доминирующего субъекта достигается лишь под принуждением. Ослабление принуждения сразу ведет к уклонению от цели» .

технологии запуска данный тип технологий применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества.

технологии поддержки выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

технологии развития реализуются посредством социокультурных процедур (расширение и распространение гуманитарного знания, гражданского образования; развитие общественного участия и общественной деятельности; развитие гражданского общества и общественного партнерства; и других образовательных и просветительских технологий), обеспечивающих эффективное освоение социального пространства, усвоение коллективных ценностей и моделей поведения, формирование гражданственности, развитие мотивации, возможностей и способов общественного участия граждан, а также представителей общественности в принятии властью управленческих решений и становлению общественного контроля со стороны гражданского общества.

Политическая подсистема (блок I) играет ведущую роль в упорядоченности взаимодействий, она включает сложную систему формальных норм, и принятых правил политического поведения, а также различные структуры и учреждения, которые посредством прямых связей реализуют эти нормы и правила. Нормы и правила принятые политической подсистемой тесно переплетены с устойчивыми нормами и правилами политического поведения личности и групп (организаций)

Экономическая подсистема обеспечивает материальную основу самоорганизации. Любая подсистема имеет свой социальный аспект, обусловленный структурным делением общества на статусы. Разнообразие экономических статусов, их материальная сущность, определяется разнообразием по степени владения свободным капиталом, собственностью и отношением к ней, оно детерминирует поведение и взаимодействие носителей одинаковых и разных статусов.

Подсистема культура общества (блок V). Культура общества: ценности, нормы, определяющие духовные потребности территориального сообщества, их жизненные ориентации и интересы. Культурные факторы - это существенная часть внешней среды, в которой функционируют самоорганизующиеся сообщества. Они составляют ту часть среды, которая «отвечает» за усвоение положительного опыта и освобождение от не оправдавших себя ценностей, норм и моделей поведения. "… культура, - если она …. не направляется сознательно … оставляет после себя пустыню. . . » Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. , Т. 32, С. 45.

Социальная подсистема (Блок IV), представляет собой совокупность общих социальных условий и источников самоорганизации. К числу важнейших компонентов общих социальных условий относятся социально-экономические, социальнополитические и социально-культурные условия.

ПОХОДКА Уверенный человек. Ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и готов ее реализовать. Критичный и скрытный, подавляющий других человек. Держит руки в карманах даже в теплую погоду. Человек, находящийся в угнетенном состоянии. Руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги. Человек, испытывающий вспышку энергии. Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем. Озабоченный человек. Ходит в позе "мыслителя", голова опущена, руки сцеплены за спиной. Заносчивый человек. Высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль - вышагивание лидера. 23

Правила пользования руками 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности. 2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать не значительность и слабость вашего авторитета. 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми. начать 25

Рукопожатие рука захватывает руку другого человека так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, - это властное рукопожатие. когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие, при котором руки партнера остаются в одинаковом положении - рукопожатие равных. 26

О чем говорят жесты и позы Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Во-вторых, позы и движения тела выражают социальный статус человека и многие черты его характера, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. 27

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака". 28

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что -то утаить и скрыть от вас. собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего – он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность. 29

Жесты защиты Типичное, стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. повсюду 30

Жесты сомнения Ученые установили, этот жест применяется, когда человек хочет скрыть свое разочарование или отрицательное отношение к чему либо. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к уху, носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего 32

Жесты скуки, не желания слушать Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться. 33

Жесты неискренности Если этот жест используете человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете Эти жесты могут также обозначать сомнение, неуверенность, вранье или преувеличение реального факта. 37

Мимические коды эмоциональных состояний Части лица и мимика Положение рта Эмоциональное состояние Гнев Презрение Рот открыт Губы Форма глаз Яркость глаз Страдание Рот закрыт Страх Удивление Рот открыт Уголки губ опущены Глаза раскрыты или сужены Глаза блестят Радость Рот обычно закрыт Уголки губ подняты Глаза сужены Глаза тусклые Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты Блеск глаз не выражен Глаза блестят Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное 38

Дистанции общения Вид дистанции Норма интимное расстояние персональное расстояние социальное расстояние 15 -50 см Общение самых близких 50 -120 см Общение самых близких публичное расстояние Тип общения 120 -400 см Дискуссии между коллегами, общение с людьми, которых не очень хорошо знают, официальное общение Свыше 400 Обезличенные и формальные разговоры, см выступления перед различными аудиториями 39

Правила поведения в замкнутом пространстве 1) ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; 2) не рекомендуется смотреть в упор на других; 3) лицо должно быть совершенно беспристрастным - никакого проявления эмоций не разрешается; 4) если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение; 5) чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения; 6) в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой. 40

Позиции общающихся сторон и их значение для общения а) б) в) г) а) позиция углового расположения, характерная для людей, занятых дружеской непринужденной беседой; б) конкурирующие - оборонительная позиция; в) независимая позиция - расположение по диагонали; г) общение при деловом взаимодействии. 41

Жест большой палец вверх и вниз Если большой палец поднят вверх, то этот жест можно расшифровать: «Супер!» , «О, я это одобряю!» , «Классная идея!» . А палец расположенный вниз, обратная сторона ситуации: «Я тобой не доволен» , « Мне неприятно» , «Фу» и т. д. Так же используется: Ø Ø как голосование и желание длительной поездки, автостоп. Австралиец или англичанин резко поднятый палец вверх, поймет как сексуальное оскорбление. Ø В Греции этот быстрые жест означает: «Да пошел ты!» . Ø Арабы ассоциируют поднятый большой палец с фаллическим символом. При счете используют большой палец по-разному: итальянцы считают большой палец единицей, когда австралийцы, англичане, русские и другие используют для единицы указательный палец, а большой палец будет пятым. Большой палец может использоваться в разных положениях тела и обозначать власть и превосходство. Жест превосходства и власти 43

Жест указательный палец Указательный палец говорит сам за себя, он на что-то или на кого-то указывает. Жест указательный палец многозначен и зависит от слов, движений и положения тела. Приложенный к губам указательный палец означает «тихо» . Если он вертикально поднят вверх, то означает «стоп!» , «внимание!» . Если при этом пальцем покачать в стороны, этот жест будет означать отказ. Немного наклоненный палец вперед и качающийся вверх вниз означает угрозу или поучение. Если указательным пальцем крутят у виска, значит, считают вас дураком. Рука, поднятая вверх, с указательным пальцем говорит: «Внимание, я хочу что-то сказать!» . Есть одно скрытое положение указательного пальца: если человек говорит и его взгляд направлен в одну сторону, а указательный палец в другую, при этом он немного согнут, значит, человек говорит неправду. 44

Жест два пальца или знак «V» Жест два пальца или знак V распространен в англоязычных странах. Так в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии этот жест пальцев будет означать сексуальное оскорбление. В большинстве европейских стран, а также в России, этот жест означает Победу. Впервые Уинстон Черчилль воспользовался жестом «V» во Вторую мировую войну, но его ладонь была развернута к себе и означала победу. Так появилось разделение на негативную и позитивную значимость этого жеста. Однако в европейских странах значение победы определяется при открытой ладони. А ладонь, повернутая к себе, будет означать цифру 2. Используя жест два пальца, необходимо помнить о культуре и традициях существующих в стране. Англичанин, решив оскорбить русского, поставит его в недоумение. 45

Жест три пальца Три пальца могут использовать в разной комбинации, чаще всего это количество три. В разных странах число три показывают по-разному. Например: Немцы, так как начинают считать с большого пальца, показывают большой, указательный и средний пальцы. Русские и американцы покажут три пальца, начиная с указательного. В некоторых странах, особенно во Вторую Мировую войну, немцы поднимали три пальца вверх во время присяги, приветствуя своего главнокомандующего. История этого жеста уходит в древние времена, когда воины давали присягу, приветствуя друга этим жестом. Сегодня в некоторых странах этот жест используют как символ победы. 46

Жест «коза» и язык между пальцами Этот жест очень популярен и используется в роли защиты от дурного, даже в мистических ритуалах. Но мы знаем больше этот жест как «рокерскую козу» . Некотрые рокеры стали высовывать язык между пальцами, показывая свою культуру ещё более сумасшедшей. В России этот жест укрепился как жест превосходства над кем-то. Также его используют, чтобы показать рога и оскорбить человека. Если «рога» начинают приближать к человеку, то хотят показать, что сейчас нападут. В дактильной азбуке - это буквы Ы и Y. 47

Жест большой палец и мизинец или жест «шака» Если большой палец движется ко рту и делается наклон головы, то этот жест означает выпить. Без движений головы у наркоманов он означает курнуть. В азиатских странах, такой жест показывает цифру шесть. А знаком приветствия будет на Гавайях или у парашютистов и сёрферов. Жест большой палец и мизинец очень распространен сегодня как жест телефонного звонка: «Позвони мне, я жду» . При этом пальцы прикладываются к уху. В дактильной азбуке этот жест означает букву У. 48

Жест ОК или пальцы колечком Этот жест используют также как обнуление или значение «ничего» . в Японии этот жест означает деньги. В средиземноморских стран если мужчине показать пальцы колечком, вы его оскорбите, дав понять, что он гомосексуалист. Пальцы сложенные в колечко означают букву О. Жест ОК появился в Америке и использовался в разных ситуациях, но самый распространенный это «OK» , то есть «все в порядке» . 49

Потирание большим пальцем кончиков других Если человек вытянул руку вперед и потирает большой палец о кончики других пальцев, то он говорит о деньгах. Обычно в разговоре упоминается о деньгах, поэтому вам несложно будет расшифровать этот жест. Но жест потирание может быть в ситуации, когда человек пытает что-то донести до вас. В этом случае рука движется вперед и вверх с добавлением слов: «так вот!» . Складывает ощущение, что сейчас будет раскрыт какой-то важный секрет. 50

Жест переплетенные пальцы Жест скрещенных или переплетенных пальцев используют для защиты. Например, когда обманывают или хотят чтобы не сглазили, на удачу. Причем пальцы переплетают на обеих руках и прячут от собеседника, поэтому такой жест сложно увидеть. 51

Жест сомкнутого большого и указательного пальцев Этот жест используют, когда хотят заострить на чем-то внимание. Жест сомкнутого большого и указательных пальцев часто дополняет речь. Человек, который делает такой жест, хочет, чтобы слушатели поняли самую суть сказанного. 52

Проблемы самоорганизации. Синергетика

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синœергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин . Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синœергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на всœе материальные системы.

Все процессы, протекающие в различных материальных системах, бывают подразделœены на два типа:

во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах , ведущие к установлению равновесного состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при определœенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и,

во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах , в которых при определœенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации.

Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линœейность, главными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинœейность. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинœейны; именно такие процессы синœергетика рассматривает в качестве предмета своего изучения. Постулирование универсальности неравновесных и нелинœейных процессов позволяет ей претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.

Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры - структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примерами таких структур являются такие явления, как образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости (т.н. ячейки Бенара ), ʼʼхимические часыʼʼ (реакция Белоусова - Жаботинского ), турбулентное движение и т.д. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы (к примеру молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга, как бы в состоянии гипнотического сна, и авторы работы условно называют их генами. В силу такой независимости к образованию упорядоченных структур такие элементы неспособны. Но если эта система под воздействием энергетических взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное ʼʼвозбужденноеʼʼ состояние, ситуация меняется. Элементы такой системы ʼʼпросыпаются от снаʼʼ и начинают действовать согласованно. Между ними возникают корреляции, когерентное взаимодействие. В результате и возникает то, что И.Пригожин называет диссипативной структурой. После своего возникновения такая структура не теряет резонансного возбуждения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ее и порождает, и одним из самых удивительных свойств такой структуры является ее повышенная ʼʼчувствительностьʼʼ к внешним воздействиям. Изменения во внешней среде оказываются фактором генерации и фактором отбора различных структурных конфигураций. Материальная система такого типа включается в процесс структурогенеза или самоорганизации .

Подобно движению, пространству, времени, отражению системность представляет собой всœеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не отделœены резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию электромагнитных, гравитационных, других материальных сил, действию частных и общих законов. Неоформленность изменений в одном каком-либо отношении оказывается упорядоченностью в другом. Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах.

Проблемы самоорганизации. Синергетика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблемы самоорганизации. Синергетика" 2017, 2018.

Технологии самоорганизации и
эффективного взаимодействия

Проектирование

1.
Рассматриваемые вопросы
Самоорганизация как основа саморазвития личности.
2.
Самоактуализация
самоорганизации.
3.
как
высшая
форма
и
результат
Технологии саморазвития и самоуправления.
2

Первый учебный вопрос

Самоорганизация как основа саморазвития личности.
3

САМООРГАНИЗАЦИЯ
-
интегральная совокупность
природных
и
социально
приобретенных
свойств,
воплощенная
в
осознаваемых особенностях
воли и интеллекта, мотивах
поведения и реализуемая в
упорядоченности
деятельности и поведения.
4

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой
упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и
умение организовать себя.
целеустремленность
жесткий
самоконтроль
самооценка
самоанализ
самоограничение
себя во всем
5

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

Самоорганизующаяся личность умеет
планировать
время и работу
быстро
принимать
решения и
выполнять их
экономно тратить
силы и средства
6

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

Основные теории развития личности
психосексуальная (З. Фрейд),
теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер),
теория генштальта (К. Левина),
генетическая (Ж. Пиаже),
гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу),
деятельности Л.С. Выготский.
7

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

8

Саморазвитие – это фундаментальная способность
человека становиться и быть подлинным субъектом
своей
жизни,
превращать
собственную
жизнедеятельность
в
предмет
практического
преобразования.
9

Сущность саморазвития и его основные характеристики

Сущностными
характеристиками
саморазвития
являются:
- реализующиеся в активной жизнедеятельности
процессы целеполагания, деятельности и поведения
человека,
- уровень
самосознания
и
способности
к
самопознанию, а также к самопостроению.
10

Сущность саморазвития и его основные характеристики

Виды событий по Лонгвиновой
наименовние
события среды
содержание
то что чаще всего не зависят от личности:
война, стихийные бедствия, смерть или
рождение близкого человека, назначение на
должность
события поведения
относятся к Поведению человека в
окружающей среде (позиция личности,
которую личность занимает по отношению к
происходящему, поступки связанные с
самоизменением и самоформированием)
события внутренней жизни
относятся к внутреннему миру человека и
выявляют позитивную ценность самого себя
(новые мысли, открытие новых черт
собственной личности, обнаружение в себе
новых способностей и тп)
11

Сущность саморазвития и его основные характеристики

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в
социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием,
самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то
стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет,
чтобы его уважали и ценили.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть
похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив
побуждает работать и развиваться. Он является особенно
актуальным для подростков, которые пытаются копировать
поведение других людей.
12

Сущность саморазвития и его основные характеристики

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к
активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними
факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять
свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует
содержание того, чем он занимается.
Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие
факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не
содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не
связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы
самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.
13

Сущность саморазвития и его основные характеристики

Три направления саморазвития
14

«Самопознание» - это процесс познания себя, своих
потенциальных
и
актуальных
свойств,
личностных,
интеллектуальных
особенностей,
черт
характера,
своих
отношений с другими людьми ит. п.
15

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

В человеке выделяют две составляющие (К. Роджерс):
Реальное Я - система представлений о себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях.
Идеальное Я - то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные
переживания.
И одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но
оказывает на него большое влияние - Социальное окружение - все
то, что навязывается человеку со стороны - нормы, ценности,
взгляды, способы поведения и т. д.
16

17

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Сферы, которые могут быть подвергнуты самоанализу и
самопознанию
по
Личностнокомпонентам
характерологическая
затрат
по степени
Мотивационноценностная
воздействия
Способностей и
повозможностей
видам работ
по отношению
Эмоциональнок волевая
объему
поставок
по местам
Познавательная
возникновения
затрат
18

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Сферы, которые могут быть подвергнуты самоанализу
и самопознанию
Внешнего
облика
Отношений с
другими
людьми
Деятельности
Собственного
жизненного
пути
19

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

20

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Я-концепция – это система представлений индивида о самом
себе, которые в большей или меньшей степени осознаны и
обладают относительной устойчивостью.
21

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Какие цели может ставить перед собой человек?
Реальная цель ставится, когда человек анализирует в себе то, что
на самом деле существует, а цель нереальная – когда пытается
зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.
Истинная цель та, что отвечает внутренним побуждениям человека,
ложная может быть навязана или принята под влиянием случайных
обстоятельств.
22

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Стадий развития интереса к себе
Любознательность
Интерес к
самопознанию
Страсть
самопознания
23

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Способы самопознания:
самонаблюдение,
самоанализ,
сравнение,
моделирование собственной личности,
осознание противоположностей в каждом качестве,
поведенческой характеристике.
24

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Средства самопознания:
самоотчёт,
просмотр фильмов,
просмотр спектаклей,
чтения художественной литературы,
современные формы работы психолога,
коучинг и пр.
25

Самопознание как процесс
26

Самопознание как процесс и барьеры в самопознании

Барьеры, связанные с
несовершенством
человеческой природы в
целом

самопознании
Возникающие в результате несформированности
мотивационных, процессуальных и оценочных
компонентов.
Несформированность действий самопознания:
обнаружения, фиксации, анализа, оценивания,
принятия
Неумение полноценно использовать различные
средства самопознания.
Неспособность выстроить адекватный образ
себя, принял, собственную личность, обрести
чувство личной идентичности.
27

Самопознание как процесс и барьеры в самопознании

Барьеры, определяемые
личностными особенностями
познающего себя человека
Самопознание как процесс и барьеры в
самопознании
Страх познания себя.
Стремление оценить себя в
соответствии с требованиями
социального окружения.
Неумение преодолеть собственный
эгоцентризм.
28

Второй учебный вопрос

Саморазвитие и самоопределение личности
29

Самосознание - это осознание самого себя, рефлексия
сознания относительно себя.
Структура самосознания
30

Сознание и самосознание. Структура самосознания

Структура самосознания
31

Самоопределение личности

Классическиое направление
в изучении самоопределения
1 подход: акцент на нахождении личностью своей
«внутренней сути» (Н. С. Пряжникова, Т.М. Буякас).
2 подход: процесс личностного самоопределения через
осуществление выбора (JI. И. Божович, М. М. Шибаева, Е.
Ф. Сафин).
3 подход: личностное самоопределение рассматривается
как процесс, который подразумевает поиск цели и смысла
своего существования, формирование у индивида
осознания цели и смысла жизни относительно ценностей,
существующих в обществе, с целью выделения и обоснования
для
себя
ценностно-смысловых
оснований
собственной жизненной концепции.
32

Самоопределение личности

Постклассическое
направление
в
изучении
самоопределения - все понятия, содержащие «само-»,
предполагают «нечто идущее из внутреннего, нечто самопричинное,
изнутри побуждаемое и регулируемое».
Однако
самосознание
личности
формируется
под
действием
социальной среды, созданных в обществе норм, правил,
ценностей.
Вступая в нормированную социальную деятельность, человек
попадает в ситуацию, требующую самоопределения.
33

Самоопределение личности

Основные признаки процесса самоопределения
установление
человеком своих
особенностей, черт,
качеств, возможностей, способностей
выбор человеком
критериев, норм оценки
себя, «планки» для
себя, точки отсчета,
координат на основе
системы идеалов,
ценностей
построение своих
целей, задач, планов
(близких, отдаленных)
для развития у себя
необходимых качеств,
принятия себя
определение
имеющихся к
настоящему времени
качеств, соответствующих требуемым
нормам, принятие или
непринятие себя
предвосхищение своих
потенциальных
качеств,
соответствующих
нормам завтрашнего
дня
34

Самоопределение личности

Жизненное самоопределение (определение себя относительно
общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на
основе нот самоопределения), по-видимому, находится в основе
других, особенно стратегического самоопределения.
Личностное и социальное самоопределения определение себя
относительно выработанных в обществе (и принятых данным
человеком) критериев становления личности и принадлежности к
определенной сфере общественных отношений, определенному
социальному кругу и реализация себя на основе этих критериев.
Профессиональное самоопределение - определение человеком
себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным
человеком) критериев профессионализма.
35

Самоопределение личности

Структура самоопределения личности (В. С. Мухина):
Определение себя через имя.
Физическое «Я».
Половая идентификация
Определение себя во
времени.
Определение себя через
признание другими.
36

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Формы самоопределения
самоутверждение
самосовершенствование
самореализация
самоактуализация
и др.
37

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Формы самоопределения









в процессе жизни.


38

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

Формы самоопределения
Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках
саморазвития по обнаружению и подтверждению определенных качеств
личности, черт характера, способов поведения и деятельности.
Самосовершенствование - человек стремится к некоторому идеалу,
приобретает те черты и качества личности, которых у него нет, овладевает
теми видами деятельности, которыми не владел, т.е. это процесс
сознательного управления развитием личности.
Самореализация - это процесс и результат осуществления человеком
своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения
в процессе жизни.
Самоактуализация являемся высшей формой саморазвития и включает в
себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом общие с ней цели и мотивы.
39

Самопознание как важнейший элемент саморазвития

А. Маслоу выделяет следующие способы поведения,
ведущих к самоактуализации:
живое и бескорыстное переживание событий своей жизни с
полным сосредоточением и погруженностью;
постоянный выбор возможности роста;
ориентирование не на мнение других, а на свой опыт,
«прислушиваться к внутреннему голосу»;
умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу,
«всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он
самоактуализируется»;
стремление быть независимым от других.
40

Третий учебный вопрос

Технологии саморазвития и самоуправления
41

Персональный проектный менеджмент (самопроектирование) - это
часть персонального менеджмента, его стратегическое направление, а
не применение конкретных способов управления собой, своим
временем и т. п.
Проект - такой вид деятельности,
который:
- направлен на достижение конкретных
целей;
- включает в себя координированное
выполнение взаимосвязанных действий;
- имеет ограниченную протяженность во
времени, с определенным началом и
концом;
- в определенной степени неповторим и
уникален.
42

Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием

Основные направления самопроектирования
Направление Целевая
Необходимые
качества
(знания,
установка
умения, навыки)
Формулирован Мобилизация
Способность к самопознанию
ие
жизненно ресурсов и выбор
важных целей приоритетов
Личная
Умение (привычка) Эффективное использование времени
организованно жить по системе
Способность концентрации на главном
сть
Упорядоченность действий
Самодисципли Научиться
Пунктуальность, точность исполнения
на
управлять собой, Собранность, аккуратность Наличие
держать себя в чувства ответственности Способность к
руках
самоограничению
Обязательность,
верность слову
43

Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием

Основные направления самопроектирования (продолжение)
Техника личной Знание правил и Организация рабочего места Умение
работы
приемов
работать с информацией Умение слушать
организации личной Знание технологии коммуникаций
работы
Поддержание Хорошее
Умеренные
физические
нагрузки
здоровья
самочувствие,
Рациональное питание Здоровый сон
высокая
Укрепление нервной системы Отказ от
работоспособность вредных привычек
Эмоционально Воспитание
Целеустремленность,
решительность
волевой
оптимизма
и Жизнерадостность Увлеченность работой
потенциал
стойкости
Психологическая
устойчивость
Уверенность в собственных силах
Самоконтроль Объективная
Контроль собственного имиджа Контроль
(личной жизни) оценка
процесса рабочих процессов Контроль внерабочих
жизнедеятельности процессов Оценка достигнутых результатов
44

Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием

Профессиональное самопроектирование в вузе по этапам
Адаптационный - направлен на актуализацию овладения профессиональными
1 этап
2 этап
компетенциями, развитие профессиональных установок, приобщение к учебнопрофессиональной среде.
Акмеологическом - выстраиваются приоритеты самоопределения, самооценки,
самоконтроля, умений самопрезентации и др.
Имиджевый - этап активного поиска собственного профессионального имиджа,
3 этап
включение учебно-профессиональных умений в контекст профессиональной
деятельности.
Форсайтинговый - направлен на определение путей их достижения,
4 этап
5 этап
уточнение вариативности профессионально-творческого саморазвития и развития
профессиональной карьеры, формулирование и частичную реализацию проективных
целей и перспективы.
Аналитический - направлен на анализ и коррекцию профессионального
самопроектирования; связан с формированием конкурентоспособности
45

Средства саморазвития: самовоспитание и самообучение

Самовоспитание - сознательная целенаправленная деятельность
человека по совершенствованию своих положительных качеств и
преодолению отрицательных..
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по
усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного получения
человеком опыта поколений посредством собственных устремлений
и самим выбранных средств.
46

Самопрогнозирование - ведет к построению образа «Я-будущее».
Процедура
моделирования
своего
личностного
или
профессионального портрета в виде наиболее ярких черт
позволяет получить схематизированный рисунок с краткими
словесными обозначениями.
Самопрограммирование предполагает выработку конкретной
программы действий. Будет успешным при условии применения
программно-целевого метода:
- цель программы как образ результата;
- задачи как результат декомпозиции цели;
- перечень мер, необходимых для решения задач;
- требуемые ресурсы, в том числе время;
- способы реализации программы.
47

Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием

Функции управления саморазвитием
планирование
организация
мотивация
контроль
48

Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием

Виды самоконтроля
(в зависимости от объекта направления активности внимания):
1.Самоконтроль компетентности - самооценка знаний, умений
и навыков, способностей, профессионально важных качеств и т. д.
2.Инвентаризация перемен в себе.
3.Пересмотр жизненных и профессиональных целей.
4.Фиксация достижений и неудач (например, в дневнике или
самоотчете).
5.Самоконтроль
своего
состояния
(психического,
психофизиологического, физического), включая состояние здоровья,
работоспособности и саморегуляцию данных процессов с помощью
соответствующих средств.
49

Технология структурирования внимания

Технология структурирования внимания - основанный на
определенных принципах алгоритм планирования человеком
собственной деятельности с целью ее упорядочения.
Главная его особенность - создавать простой и компактный обзор
дел, позволяющий вспоминать о нужных делах в нужное время и
обеспечивающий принятие решений.
Технология
позволяет
интегрировать
значительное
число
классических инструментов расстановки приоритетов и планирования,
сохраняя при этом высокую степень простоты использования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение. Когда мы организованы, наш дом и рабочий (учебный) график отражают нашу индивидуальность и помогают нам в достижении наших целей. Тот, кто остается неорганизованным, чувствует себя обессиленным и дезориентированным в потоке событий и информации. Организованность заключается не в том, как выглядит ваше окружение, а в том, насколько эффективно оно функционирует. Если в своем пространстве человек с легкостью достигает своих целей и счастлив, значит, он хорошо организован.

Самоорганизация - это процесс, с помощью которого мы создаем окружение, позволяющее нам жить, работать и отдыхать именно так, как мы этого хотим. личностный самоорганизация психологический конфликт

Барьеры - психологические факторы, блокирующие продвижение к цели

Барьеры - внутренние психологические препятствия на пути к цели, возникающие в момент, когда дальнейшее продвижение к цели вступает в конфликт с другими осознанными или не осознанными целями, установками, предпочтениями и т.п. Один из барьеров - "внутренний голос", пытающийся сохранить состояние, которое еще не ушло.

Старое состояние пытается сохранить свое равновесие, что проявляется в виде мыслей о том, что попытки перехода в новое состояние едва ли не противоестественны и следует отказаться от них. Подобного рода барьеры встречаются на пути действия всегда. Если с подобными мыслями не спорить, то процесс перехода в новое состояние идет быстрее, а образ мыслей меняется сам собой.

Внутренние барьеры : лень, несобранность, рассеянность, неумение заставить себя работать.

Внешние барьеры: окружение, всевозможные отвлекающие факторы.

Умения самоорганизации времени студентов вуза могут быть предметом целенаправленного развития и саморазвития в процессе их профессиональной подготовки. Выявление и развитие этих умений у студентов, их развитие необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов их жизнедеятельности в вузе.

1. Развитие умений самоорганизации времени - это противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющихся у личности умений самоорганизации времени под влиянием внутренних и внешних факторов: воспитания, обучения, социальной среды, собственной активности личности.

2. Развитие умений самоорганизации времени студента обеспечивает ему успешность реализации мотивационной и рефлексивной функций, функции планирования, организации применительно к личному и учебному времени, повышает самоорганизацию, жизнедеятельность и качество профессиональной подготовки и в вузе, а в конечном итоге - социализацию и конкурентоспособность выпускника.

3. Эффективное развитие умений самоорганизации возможно в моделируемых учебных ситуациях и в ходе самостоятельной работы. Развитие умений самоорганизации времени студентов происходит через самопознание своих особенностей в процессе педагогической диагностики, путем применения специальных упражнений, игровых, рефлексивных методов, закрепления поведения организованного человека в учебных и в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.

4. В личности, которая целенаправленно занимается самопознанием, планированием и организацией своего времени, формируются и закрепляются требуемые для этого знания, умения и навыки, повышается мотивация к самоорганизации, появляются правильные ценностные ориентации на время и саморазвитие, формируется образ организованного человека в глазах других, который в последующем переносится на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

5. Развитие умений самоорганизации времени у студентов повышает их конкурентоспособность, активизирует их личностное и творческое развитие, способствует закреплению опыта самоорганизованного поведения в последующей профессиональной деятельности.

Если Вы научитесь отделять второстепенные дела от важных, верно ставить цели и распределять приоритеты, работать со входящей информацией и задачами. Главное - ясность сознания и упорядоченность мыслей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы личностной сферы. Понятие и типологии личности, ее свойства и состояния. Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Исследование свойств личности студентов в группе. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2009

    Понятия "развивающаяся личность". Сущность личностноразвивающего образования и его основные характеристики. Развивающаяся личность как объект научных исследований. Формирование умений саморазвития личности студента в процессе педагогической практики.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Понятие и направления развития личности студента. Студенчество - особая социальная группа. Профессиональное самосовершенствование студентов как фактор формирования личности. Направления и приемы мотивации профессионального самосовершенствования студентов.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Роль символов в становлении Я-концепции. Социальная природа Я. Системность социальных взаимоотношений и функции Я. Понятие о рабочей и стойкой Я-концепции. Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. Анализ связей в структуре самосознания студентов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе. Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов. Теоретические разработки процесса активного включения студентов в образовательную среду ВУЗа.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Проблема становления личности в профессии. Развитие профессионального самосознания студентов, его психологическое сопровождение. Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов. Пути самоорганизации студентов.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Принципиально новый подход к личной и межличностной деятельности с точки зрения ее эффективности. Принципы индивидуального восприятия и самоорганизации. Навык активного слушания как условие творческой кооперации. Принципы сбалансированного самообновления.

    книга , добавлен 20.11.2010

    Влияние индивидуальных особенностей памяти, внимания, самоорганизации личности на результативность и культуру умственного труда, необходимость их развития. Необходимые условия эффективного запоминания. Приёмы и стратегии улучшения и развития памяти.

    презентация , добавлен 18.12.2009

    Сущность и функции общения. Причины возникновения психологических барьеров общения. Характеристика информационно-дефицитных, стилистических и логических помех коммуникации. Выявление связей между самооценкой личности и ее психологическими установками.