Характеристика системы ранней помощи детям овз. Модель психологической помощи в службе ранней помощи детям с овз. Методические и материально-технические ресурсы

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Гребенникова Н.Б.

к.п.н., доцент социально-гуманитарного факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

Воробьева Л.А.

заместитель директора казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Петрова Л.А.

директор казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

В статье представлено описание процесса моделирования системы ранней психолого–медико–социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, основанной на концептуальных идеях позитивногои компетентностного подходов.

Позитивный подход, компетентностный подход, «раннее вмешательство», межведомственное взаимодействие, домашнее визитирование, модель семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья основным направлением общего и специального образования является интеграция детей в единое образовательное пространство.

Исчезает понятие: «необучаемый ребенок», ведущим направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-медико-социальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.

Таким образом, смысловой акцент специального образования смещается в сторону личного и социального развития, что является основанием для реализации гуманистического и компетентностного подходов в системе непрерывного образования.

Опыт профессиональной работы Центральных и Территориальных психолого-медико-педагогических комиссий показал, что 30 % детей с ограниченными возможностями здоровья могли бы обучаться в обычной школе в рамках инклюзивного образования, если бы в возрасте от 1 до 3 лет они получили бы раннюю психолого-педагогическую помощь. Это явилось основанием для разработки системы раннего вмешательства в Омском регионе.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, терапевты, психологи, а также социальные работники.

Первые программы раннего вмешательства в нашем регионе были разработаны и использованы специалистами казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (КУ «Центр ПМСС»).

Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счет раннего овладения определенными компетенциями в младенчестве и раннем возрасте, у ребенка появится больше возможностей для овладения спектром академических компетенций.

При реализации компетентностного подхода в системе образования детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие условия:

1. Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапеих развития.

2. Создание доступной среды, позволяющей решать задачи инклюзивного образования.

3. Наличие широкого спектра вариативности образовательных программ.

4. Целенаправленная работа по включению семьи в реабилитационный и образовательный процессы.

Необходимость в оказании ранней, психолого-медико-педагогической и комплексной помощи детям с ОВЗ подтверждена рядом мониторинговых исследований, проведенных сотрудниками КОУ «Центр ПМСС». В течение двух лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста.

Результаты мониторинга представлены в таблице.

Таблица № 1.

Статистический анализ обращений по вопросам ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в центр ранней диагностики Омской области

Год

Общее количество обращений родителей детей дошкольного возраста/ человек

Количество обращений родителей детей раннего (от 0 до 3-х лет) возраста/человек

% отношение

2013

2014

1221

10, 1

В связи с открытием Центра раннего вмешательства в г. Омске в феврале 2012 года у родителей появилась возможность обращения к специалистам Центра по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ, и таких обращений было только 5. Данные, приведенные в таблице, показывают, что в 2014 году значительно возрослоколичество обращений семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет.

Всего в Омской области проживает 3546 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, из них 211 человек в возрасте до трех лет, которые нуждаются в психолого – медико – социальном сопровождении.

Нами осуществлено моделирование системы раннего вмешательства в Омской области, которое включает следующие этапы:

1. Создание экспериментальнойгруппы специалистов по разработке и апробации инновационных технологий ранней помощи, включающих родителей в реабилитационный и образовательный процесс.

2. Организацию деятельности ресурсного центра, обеспечивающего научно-методическое сопровождение процессов ранней помощи, разработку и внедрение инновационных технологий психолого-медико-социальной помощи.

3. Обеспечение функционирования пяти структурных подразделений КУ «Центр ПММС» в 32 районах Омской области по вопросам ранней помощи.

4. Обеспечение работы поли - профессиональных бригад по раннему вмешательству в рамках эффективного межведомственного взаимодействия.

5. Организацию проведения мониторинговых мероприятий по результатам работы.

Концептуальными основаниями для инновационных технологий являются идеи позитивного подхода.

Позитивный подход означает «исходящий из действительного». В отличие от традиционного взгляда на процессы реабилитации, в поле зрения специалистов попадают не только недуги, болезни, печали, но и способности, личностные ресурсы детей, позволяющие им сделать адаптационные процессы более эффективными.

Таким образом, в рамках позитивного подхода, реабилитация и коррекция рассматриваются как многокомпонентные процессы, включающие медицинский, педагогический и психологический аспекты.

Основной целью процесса реабилитации становится научение каждого ребенка ощущению радости жизни, получению удовлетворения от взаимодействия с людьми, от результатов своей самостоятельной деятельности.

Достижение этой цели становится возможным, если базовым основанием подбора методов и технологий для реабилитационного процесса является позитивное видение человека. «Как содержащее в себе способности зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя с землей, дождем, садовником, так и каждый человек развивает свои способности в тесных отношениях с окружающим миром»

Успешность реабилитации и образования детей с ОВЗ зависит от степени вовлеченности семьи в эти процессы.

Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.

Следует отметить, что позиции семьи в отношении развития ребенка могут быть различными, это влияет на успешность реабилитационного процесса.

Так, нашими коллегами из научно - практического реабилитационного центра «Бонум» города Екатеринбурга, выделены типичные варианты влияния семьи на жизненный путь ребенка. К наиболее часто встречающимся вариантам влияния семьи на жизненный путь ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует отнести:

Развитие,

Нормализацию,

Невмешательство в ситуацию,

Опеку.

Первый тип влияния семьи, который можно обозначить термином «развитие», характеризуется адекватным отношением к ребенку и его проблемам развития. Такие родители имеют положительный настрой, выявляют способности ребенка, позволяющие компенсировать дефект его развития, стремятся проявлять инициативу в преодолении трудностейпроцессе интеграции ребенка в общество. В такой семье поощряются успехи ребенка, развивается его самостоятельность, создаются условия для освоения ребенком конструктивного социального опыта.

Второй тип влияния семьи соответствует термину «нормализация», который характеризуется стремлением родителей приблизить образ жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья к организации жизни здорового ребенка. Большинство таких семей имеют оптимистичный настрой и уверенность в том, что жизненный путь ребенка с ОВЗ будет таким же как и у здоровых детей. Такой тип влияния семьи на развитие ребенка во многом конструктивен, однако такие родители часто перегружают ребенка, не учитывают специфику его развития. Иногда завышенные требования в ребенку с ОВЗ являются для него травмирующими факторами.

Третий тип влияния семьи на жизненный путь ребенка можно охарактеризовать как «невмешательство в ситуацию». Семьи, ориентированные на «невмешательство в ситуацию» дистанцируются от социального окружения, стесняются своего ребенка, пессимистично настроены относительно его будущего. Члены семьи часто находятся в состоянии хронического стресса, смирения и пассивности. В таком случае семья является фактором, затрудняющим социализацию ребенка с ОВЗ.

Четвертый тип влияния семьи на процесс социализации ребенка обозначен как «опека». При данном типе влияния члены семьи жалеют ребенка, оберегают его от проблем, стремятся сделать за него как можно больше дел. Семья центрирует всю жизнь вокруг ребенка, не доверяя его возможностям, что приводит к ограничению его инициативы и активности. Таким образом, семья становится таким фактором, который негативно влияет на процесс социализации ребенка с ОВЗ.

Описание перечисленных видов влияния семьи на жизненный путь ребенка позволяют сделать вывод о том, что самым конструктивным является тип «развитие». Он в полной мере отражает идеи позитивного подхода, поэтому является ориентиром для работы специалистов с семьями других типов.

Принимая во внимание, что семья формирует у ребенка самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются основанием для построения перспективных жизненных планов ребенка, то важным условием успешной социализации ребенка является сотрудничество специалистов и родителей.

Так как появление в семье ребенка-инвалида приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, каким он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью.

Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка. Наиболее эффективно раннее вмешательство в семью, когда возраст ребенка находится на границах от 0 до 3 лет, а специалисты опираются на идеи позитивного подхода.

Таким образом, в пределах программы раннего вмешательства необходимо:

Определитьпотребности и ресурсы ребенка и семьи;

Сформулировать кратковременные и долгосрочные цели;

Определить круга специалистов для реализации реабилитационных и образовательных программ, способных вести разработку и реализацию инновационных технологий в русле позитивного и компетентностного подходов.

Очевидно, что программа психолого-медико-социального сопровождениякаждой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями развития, носит интегративный характер и осуществляется по следующему алгоритму:

1. Обеспечение всех членов семьи достоверной информацией о состоянии здоровья и перспектив развития ребенка.

2. Комплексная диагностика и формулирование рекомендаций по вопросам участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах.

3. Помощь семье в выборе программ обучения ребенка.

4. Помощь в организации конструктивного взаимодействия родителей и ребенка.

5. Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для развития ребенка (учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания и др.).

Структурными компонентами областной системы раннего вмешательства являются: ресурсно-методический центр, который находится в городе и четыре его подразделения, которые базируются в Омской области и объединяют 32 центра ранней диагностики и реабилитации в районах Омской области.

Деятельность сети центров раннего выявления и реабилитации детей, с особенностями развития осуществляется по определенному алгоритму.

В каждом центре раннего развития, определяется специалист, который осуществляет профессиональную деятельность в рамках данной программы. Его функционал включает следующие позиции:

Информирование семей, проживающих на территории о данной программе;

Сотрудничество с учреждениями здравоохранения по раннему выявлению детей, с особенностями развития в возрасте до 3-х лет и составление банка данных;

Заполнение листа ожидания и инициирование семей к обращению к специалистам поли - профессиональной бригады;

Организацию встречи с родителями (матерью), проведение первичной диагностики.

Организацию взаимодействия семьи (матери) и ребенка со специалистами поли - профессиональной бригады;

Участие в консилиуме специалистов по обсуждению вариантов раннего терапевтического вмешательства;

Участие в оформлении заключения – рекомендаций для родителей и специалистов, отражающих траекторию индивидуального развития ребенка;

Сопровождение процесса комплексной реабилитации семьи и ребенка;

В случае необходимости организацию участия родителей ребенка в видео консультациях со специалистами ресурсно – методического центра;

Сбор информации об эффективности раннего терапевтического воздействия в отношении ребенка и семьи.

По итогам года работы, специалисты предоставляют информацию в виде аналитической справки. Сотрудниками ресурсного центра осуществляется изучение, обобщение опыта работы центров и публикации методических рекомендаций.

Для эффективной реализации перечисленных выше функций, специалистам центра необходимо скоординировать деятельность сотрудников различных сфер жизнедеятельности: образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Зарубежный опыт организации межведомственного взаимодействия включает три модели: мультидисциплинарную, междисциплинарную и трансдисциплинарную.

В рамках мультидисциплинарной модели специалисты работают с ребенком и семьей независимо друг от друга. Они используют свои возможности практически без взаимодействия и определения четких профессиональных границ. Это приводит к недостаточно эффективному результату работы и не полному описанию профиля развития ребенка.

Более эффективной является междисциплинарная модель, в рамках которой более четко определены каналы взаимодействия специалистов различных учреждений. Важным компонентом данной модели является проведение консилиумов специалистов и интегративный подход во взаимодействии специалистов и родителей. В зависимости от потребностей ребенка и семьи обязанности ведущего и координатора реабилитационного процесса меняются. Очевидно, что члены поли – профессиональной бригады должны владеть навыками групповой работы, необходима системная работа по профилактике профессиональных конфликтов.

Трансдисциплинарная модель включает гибкое встраивание терапевтического вмешательства специалистов в жизнь семьи и ребенка. Важным компонентом данной модели является: взаимозаменяемость членов поли – профессиональной бригады, что требует от специалистов компетентности в различных областях.

Проведение «круглого стола» с участием специалистов различных сфер жизнедеятельности на базе одного из центров раннего развития выявило следующую проблему:

1.Межведомственное взаимодействие специалистов часто опирается на личные контакты или соответствует мультидисциплинарной модели.

2. Необходим переход к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия, ответственность за который и выполнение координационных функций следует делегировать сотрудникам Министерства образования Омской области.

Переход от мультидисциплинарной к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия должен осуществляться средствами комплекса мероприятий:

Организацией и проведением заседаний координационного совета специалистов по данной проблеме (1 раз в квартал);

Комплектованием поли - профессиональных бригад;

Привлечением общественных и волонтерских организаций к участию в программе;

Проведением областной научно-практической конференции по проблемам раннего вмешательства (1 раз в год);

Организацией участия специалистов различного профиля в видео конференциях и «горячих линиях» на телефоне доверия.

Описанием функционального регламента взаимодействия.

Нами создана структура межведомственного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе раннего вмешательства и работающих в учреждениях различных сфер жизнедеятельности: здравоохранения, образования, социального обслуживания, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура межведомственного взаимодействия по организации

медико–психолого-социальной помощиребенку раннего возраста

.

Учреждения социального обслуживания

Учреждения здравохранения

Возраст от 0 до 3 лет

Центры ранней диагностики

Возраст от 0 до 3 лет

Дошкольные образовательные учреждения

возраст от 3 до 7 лет

1. Выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских поликлиниках.

2. Диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами.

3. Проведение скринингового обследования детей первого года жизни (каждые три месяца) и последующее наблюдение детей группы риска каждые полгода с участием узких специалистов детской поликлиники и анализом полученных данных на клинико-экспертных комиссиях.

Проведение дифференциальной диагностики с целью уточнения структуры нарушения, определения коррекционных мероприятий и направлений дальнейшего психолого-педагогического воздействия.

Направления проведения диагностики:

1.Консультативное от 0 до 3 лет.

2.Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование от 2 до 3 лет.

Осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии с

раннего возраста в условиях дошкольных учреждений,

групп кратковременного пребывания и в рамках организации домашнего визитирования.

Семья

Инновационным компонентом системы раннего вмешательства является организация домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Для организации домашнего визитирования все дети раннего возраста закрепляются за дошкольным образовательным учреждением или КОУ «Центр ПМСС», с родителями (законными представителями) заключается договор о получении услуг образования на дому. В учреждении определяется специалист, который профессионально оказывает услуги в рамках домашнего визитирования. В ходе работы специалистом выполняются следующие функции:

Оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;

Обучение родителей приемам ухода за детьми раннего возраста, методам обучения и воспитания;

Формирование у родителей активной жизненной позиции и включение их в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Эффективность реализации технологии домашнего визитирования является оценкой эффективности деятельности специалиста-консультанта.

Она включает в себя:

Количество домашних визитов,

Количество проведенных коррекционно-развивающих занятий, -

Количество проведенных консультаций с родителями.

Качественная оценка деятельности специалиста определяется результатами коррекционно-педагогической работы:

Динамику в развитии ребенка;

Уровнем включенности родителей и семьи в коррекционно-развивающий процесс.

Внедрение инновационных технологий работы с ребенком раннего возраста и с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ,требует научного и методического обоснования, что свидетельствует о необходимости организации деятельности ресурсно-методического центра.

Поскольку значительное место в создании системы раннего выявления нарушений в развитии детей и своевременного получения ими коррекционно-педагогической и психологической помощи отводиться деятельности казенного образовательного учреждения Омской области «Центр психолого–медико – социального сопровождения», то и организация деятельности ресурсно – методического центра осуществляется ее специалистами.

Специалистами ресурсно-методического центра проводятся следующие мероприятия:

Организация постоянно действующего семинара по вопросам диагностики, коррекции и реабилитации детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3-х лет (1 раз в месяц формы проведения как очная, так и дистанционная);

Выпуск методических материалов для сотрудников центров, поли - профессиональной бригады и родителей (1-2 пособия в год);

Участие в организации и проведении научно - практической конференции;

Создание банка методических материалов по вопросам раннего вмешательства.

Одним из направлений деятельности научно-методического центра является открытие экспериментальной площадки по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.

Организация деятельности экспериментальной лаборатории по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, осуществляется на основании пакета локальных актов учреждения. Научно-методическое руководство осуществляется преподавателями Омского Государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омского государственного педагогического университета им. М.А. Горького, БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Разработка и внедрение инноваций в деятельности центров ранней помощи, исследование эффективности внедрение инноваций, обобщение инновационного опыта специалистов-практиков, проведение научно-практической конференции по реализации модели ранней помощи в Омской области.

Таким образом, нами разработана модельсистемы ранней психолого – медико – социальной помощи детям с ОВЗ в Омской области. Концептуальными основаниями данной модели являются позитивный и компетентностный подходы.

1. Структурными компонентами системы являются: ресурсно-методический центр в городе и четыре центра раннего развития в районах Омской области.

2. В систему раннего вмешательства включены специалисты учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания.

Профессиональное взаимодействие между ними осуществляется в рамках созданной нами структуры.

3. Деятельностный компонент модели представляет собой описание алгоритма профессиональных действий специалистов различных учреждений, включенных в данную систему.

4. Инновационный компонент функционирования данной системы обеспечивается сотрудниками ресурсно-методического центра в рамах научно-методического сопровождения.

Литература:

1. Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., Издат.-полигр. Центр ОмГМА- 70с.

2. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. Москва. Медицина,1996г.-463с.

3. Раннее вмешательство: методики оценки развития ребенка и работа с семьей. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией А.В. Старшиновой.-Екатеринбург: НПЦ «Бонум»,2010.-180с.

В условиях социально-экономических изменений нашего общества система специального образования находится на этапе активной модернизации. В муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Специальной (коррекционной) начальной школе - детском саду № 60 VI, VIII вида «Сибирский лучик» осуществляется одно из актуальных направлений модернизации - организация ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в семейных группах кратковременного пребывания.

Новизна представляемой деятельности заключается в том, что группы кратковременного пребывания, являясь составной частью системы образования, расширят образовательную область детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, будут содействовать их ранней социализации и адаптации в обществе на основе специальных педагогических подходов.

Опыт работы учреждения по организации обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывает 14 лет и имеет положительные результаты в достижении качества образования и коррекции имеющихся дефектов развития. В настоящее время в учреждении обучаются 85 детей-инвалидов. Функционируют:

2 группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста;

2 дошкольные группы (смешанные по возрасту и диагнозам);

5 классов начальной школы.

В ОУ разработана и реализуется структурно-функциональная модель специального коррекционного учреждения. Она представляет собой единую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку, цели и задачи, а также способы их реализации.

Тщательная диагностика, проводимая в каждом блоке, позволяет создавать взаимосвязанную поэтапную систему коррекционной и реабилитационной работы. В ходе этой деятельности реализуются планы развития, составленные исходя из особенностей каждого воспитанника.

Эффективность работы обеспечивают квалифицированные специалисты:

Обобщение научно-исследовательского материала и практического опыта работы нашего коллектива помогло нам выявить ряд актуальных проблем, которые вошли в Программу функционирования и развития нашего учреждения на 2006-2010 годы.

Организационно-содержательная цель Программы включает в себя 2 аспекта:

  • Достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации и интеграции в общество.
  • Реализация семейно-общественного подхода к коррекционно-развивающей работе с детьми.

Достижение этой цели мы видим через решение ряда задач :

  • Максимально раннее выявление образовательных потребностей ребенка.
  • Раннее начало целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
  • Разработка и внедрение новых форм и методов содержания обучения и воспитания.
  • Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  • Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и образовательном учреждении.
  • Организация эффективных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Развитие межведомственных связей с учреждениями г. Новосибирска, Новосибирской области и России в целом.

Для выполнения задач, поставленных в Программе развития, в учреждении был создан проект «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». Проектная деятельность рассчитана на 3 года, с выделением следующих этапов:

Подготовительного (2007-2008 уч. год),

Основного (2008-2009 уч. год),

Заключительного (2009-2010 уч. год).

Проект предполагает встраивание системы ранней помощи в уже имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательного учреждения, а именно создание семейных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста с 2-х лет с нарушениями в развитии.

Задачи:

  • Ранняя комплексная диагностика развития ребенка.
  • Сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи.
  • Снижение временных границ начала специального образования для использования сензитивных периодов в предупреждении социально обусловленного отставания.
  • Применение имеющихся и разработку необходимых коррекционно-педагогических программ обучения; использование специальных методов, приемов, средств обучения.
  • Включение родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.
  • Осуществление преемственности от воспитания в условиях семьи к воспитанию в дошкольном учреждении.

Основные принципы функционирования групп кратковременного пребывания

  • Комплексное изучение развития ребенка - тесное сотрудничество всех специалистов в ходе обследования и предварительное изучение анамнеза для составления целостного представления о соматическом и психическом состоянии ребенка.
  • Целостное изучение развития - предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Индивидуально-личностный подход - предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка от рождения.
  • Семейно-центрированный подход.

Модель службы ранней помощи в группе кратковременного пребывания

  • Система выявления - запрос, исходящий непосредственно из семьи.
  • Консультация и сбор анамнеза. Медицинский блок собирает развернутый анамнез.
  • Первичная комплексная диагностика специалистами, в процессе которой каждый специалист детально исследует ребенка и его семью.
  • Составление индивидуальной программы развития. Содержание индивидуальной программы состоит из 2-х частей: первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая - работе специалистов с родителями.
  • Реализация индивидуальной программы развития в службе ранней помощи. Коррекционно-развивающие занятия могут быть индивидуальными и в подгруппах.
  • Мониторинг развития ребенка. На протяжении всего периода реализации программы специалисты заполняют специально разработанные методические документы.
  • Контроль реализации индивидуальной программы развития. В конце учебного года школьный психолого-медико-педагогический консилиум по результатам обследования дает индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения и воспитания ребенка. В них могут содержаться рекомендации по зачислению ребенка в дошкольную группу учреждения, либо продолжение развития в группе кратковременного пребывания, либо в компенсирующую группу другого дошкольного учреждения, либо, если уровень развития приближается к норме, в обычный детский сад.
  • Рефлексия полученных результатов развития.

Методические и материально-технические ресурсы

Функционирование групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста предполагает использование специализированных методических разработок по всем направлениям деятельности: диагностике, коррекции, профилактике и консультированию. Специалисты, с одной стороны, применяют существующие наработки, с другой - сами разрабатывают методические рекомендации. Так, специалистами были составлены:

Методики, позволяющие провести психолого-педагогическое обследование ребенка, выявить уровень его социального развития и определить актуальные потребности семьи;

Памятки для родителей по развитию и взаимодействию с ребенком;

В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии воспитания и обучения детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку и его близким. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей раннего возраста. При разработке программы учитывались современные тенденции воспитания и образования.

Кроме того, специалистами определены критерии оценки эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Также разработаны единые формы отчетности: планы работы, карты развития ребенка и др.

Коррекционно-развивающая деятельность

На подготовительном этапе проведенная работа позволила нам начать практическую деятельность с детьми в группе кратковременного пребывания.

В 2008-2009 учебном году группу посещали 10 детей с различными диагнозами, с разной степенью интеллектуального недоразвития (Приложение 1 ). В ходе основного этапа, в октябре 2008 года, была проведена вводная диагностика детей группы кратковременного пребывания (Приложение 2 ). Диагностика показала, что нарушение сенсорного, речевого, моторного развития, развития игровых и предметных действий наблюдаются у 100% детей. По результатам диагностики были внесены изменения в образовательную программу групп кратковременного пребывания.

Специфика коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена несколькими факторами:

  • характером нарушения высшей нервной деятельности;
  • психопатологическими особенностями ребенка с ОВЗ;
  • структурой дефекта.

Мы выделили следующие особенности коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • В связи с тем, что у всех детей одним из ведущих нарушений является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс коррекционной работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
  • В процессе коррекционной работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане.
  • Особенностями работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
  • Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
  • Коррекцию нарушений согласовываем с общим моторным развитием.
  • В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ОВЗ очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отрабатываем этапы закрепления различных навыков.
  • Характерным является частая повторяемость упражнений, но с включением новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
  • Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму проводим частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
  • Особенностью работы является тщательная дозировка заданий. Специфика познавательной деятельности обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий, любая задача раскладывается на простейшие задачи. При проведении занятий цель задания излагаем чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей у детей с ОВЗ занимаются на протяжении всей жизни ребенка не только педагоги, но и родители. В тоже время на занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, которые направлены на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. В ходе занятий у детей были сформированы невербальные формы коммуникации, созданы предпосылки к развитию активной речи; дети научились отвечать на простейшие вопросы о себе и о своих близких и т.д. Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех воспитанников различен. Но отчетливо видна положительная динамика: у 30% детей значительные улучшения, у - 50% незначительные улучшения и у 20% детей - минимальное улучшение (Приложение 3).

Сенсорное воспитание было направлено на формирование ориентировочной деятельности, которая реализовывалась в виде перцептивных действий - действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, что способствовало освоению систем сенсорных эталонов. В ходе сенсорного обучения большинство детей - 80% (Приложение 4 ) научились:

  • воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • различать свойства и качества предметов (твердый - мягкий, мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, громкий - тихий);
  • определять выделенное свойство словесно (кто в пассивной форме, а кто в активной);
  • использовать поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;

5) усваивать (в различной степени) сенсорные эталоны.

Формирование игровой деятельности начиналось с развития предметных действий, основанных на личностном интересе к той ли иной игрушке или ситуации. Сначала предлагалось ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяя их и сопровождая речевыми комментариями. В последующем игровые действия переходили к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучали играть сначала рядом со взрослым партнером, а затем вместе со сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяли в микрогруппы. В ходе обучения и воспитания 60% детей (Приложение 4) научились:

  • наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
  • обыгрывать игрушки;
  • играть рядом, не мешая друг другу;
  • выражать положительное эмоциональное отношение к любимой игрушке;
  • не совершать неадекватных действий, играя с машинкой, куклой, мячом, кубиками и т.д.

Физическое развитие разделяем на два больших блока: развитие мелкой моторики и формирование крупной моторики. Поскольку большинство детей в анамнезе имеют диагноз детский церебральный паралич, то использование общепринятых диагностических методик и развивающих программ не целесообразно. В своей деятельности применяем специальные методики, способы и приемы для развития общих двигательных навыков и коррекции нарушений: Михаэля Шоо, Нэнси Р. Финни, Косиновой Е.Н., Петер Е.М. Лаутеслагер и т.д. Практически у 100% детей наблюдается положительная динамика (Приложение 3).

Проведя диагностику в мае 2009 года, выделив положительную динамику в психическом развитии детей данной группы, мы убедились в действенности проводимых мероприятий. В 2009-2010 учебном году в учреждении открыто две группы кратковременного пребывания по 10 человек.

В настоящее время проект находится на стадии заключительного этапа его реализации.

Деятельность специалистов на заключительном этапепредполагает:

Анализ эффективности работы, корректировка результатов (сбор информации об эффективности модели, разрешение противоречий);

Оформление пакета документов по учебно-методическому обеспечению модели (образовательная программа, учебный план, банк контролирующих материалов), пакета документов по нормативно-правовой базе модели;

Стимулирование поисковой творческой деятельности;

Обобщение и распространение опыта через участие в семинарах, конференциях по проблеме целесообразности организации групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья, выпуска методического пособия.

Программа коррекционно-развивающих занятий, реализуемая в нашем учреждении, является эффективной не только для координации работы специалистов различного профиля, но и основой в формировании педагогической компетенции родителей.

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лечение, воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья - тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

Приложение 1. Нозологический состав воспитанников группы кратковременного пребывания

Приложение 2. Результаты вводной диагностики уровня развития воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 3. Сравнительный анализ результатов диагностического обследования воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 4.

Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития, который предполагает:

Максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

Максимальное сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи

Снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);

Построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка.

Обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

В связи с этим одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры в образовании - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на раннем этапе возрастного развития.

Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения, которые реализуются в рамках Службы ранней помощи.

Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, конкретизированных в исследованиях психологии младенчества и генезиса общения М.И. Лисиной и ее учениками (Лисина М.И., 1986); об использовании сензитивных периодов (периоды повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это в первую очередь позволило спроектировать и провести научные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей.

Начиная с 90-х годов XX века в специальной психологии и коррекционной педагогике в России начинает складываться система коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами развития, которая основывается на отношении к раннему возрасту, как к наиболее эффективному периоду в жизни ребенка с точки зрения коррекционно-развивающего воздействия. Действующая в настоящее время система ранней помощи, заимствуя опыт некоторых западных стран, опирается на отечественные теории, возникшие на протяжении XX века. К их числу принадлежат: теория о синкретичности психомоторного развития в раннем возрасте (Л.С. Выготский , А.В. Запорожец , O.E. Смирнова , Д.Б. Эльконин ), о роли деятельности в развитии ребенка и ведущих видах деятельности в раннем возрасте (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев , М.И. Лисина , Д.Б. Эльконин ), о роли и развитии общения в раннем возрасте (М.И. Лисина , Д.Б. Эльконин ), а так же вопросы оценки и диагностики психомоторного развития ребенка раннего возраста (А.С. Галанов ; А.М. Казьмин ; Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт ; И.Ю. Левченко ), вопросы содержания воспитания в образовательных и медицинских учреждениях (Л.А. Венгер ; К.Л. Печора ; К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова ; Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова ; Е.А. Стребелева ).

Однако изучение практики психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития позволяет прийти к выводу о ее ограниченной роли в системе специального образования в современной России. В настоящее время существуют такие учреждения, как Научный центр здоровья детей РАМН, служба ранней педагогической помощи в Ассоциации Даун-синдром, службы ранней помощи и лекотеки в административных округах города и другие аналогичные структуры при ПМПК и дошкольных учреждениях центральных городов и в региональных центрах России, Институт раннего вмешательства в г. Санкт-Петербурге.

Появившиеся в России в середине 90-х годов учреждения, в которых начали оказывать диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с риском или выявленными отклонениями в развитии, не решают всех стоящих задач из-за их малочисленности и разобщенности. Широкому распространению психолого-педагогической помощи детям раннего возраста препятствует отсутствие механизма включенности ранней помощи в общую систему образования.

Научным коллективом «Института коррекционной педагогики» РАО во главе с Н.Н. Малофеевым в Российской Федерации разработана и апробируется Государственная концепция «Раннего вмешательства». Она предполагает реконструкцию отечественной системы специального образования и активное внедрение служб ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Ранняя помощь позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

Следует отметить, что уже работает государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В соответствии с приказом Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указаниями Минздрава России № ДОЗ от 05.05.92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации» предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха.

В рамках программ «Столичное образование-3» и «Столичное образование-4» по инициативе А.М. Казьмина к.м.н., профессора, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ и при его активном участии в г. Москве созданы две новые формы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития и их семьям: «Служба ранней помощи» и «Лекотека». Разработаны и приняты Департаментом Образования города Москвы положения об одноименных структурных подразделениях государственного образовательного учреждения, базовые методические материалы. Данные модели работы внедряются и в медицинских учреждениях – поликлиниках, клиниках, домах ребенка в нескольких регионах РФ. Психологическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии должно включать в себя несколько форм работы: семейные диагностические игровые сеансы для семьи и специалиста, индивидуальные консультации для родителей и работу с группой родителей.

Проблема психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни и сопровождения семей, имеющих таких детей, раскрывается в работах ряда авторов: О.Г. Приходько ; Е.Р. Баенской, Ю.А. Разенковой, И.А. Выродовой , Н.Д. Шматко ; Р.Ж. Мухамедрахимова ; Г.А. Мишиной ; В.В. Ткачевой , И.Ю. Левченко и др.

В последние десятилетия в Российской Федерации усилился интерес к проблемам ранней диагностики нарушений развития у детей. Был осуществлен ряд научных исследований в данном направлении (Е.Ф. Архипова , О.Г. Приходько , Ю.А. Разенкова , М.Л. Дунайкин , Ю.А. Лисичкина и др.).

Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

Целевыми группами населения, в отношении которых организовывается и осуществляется деятельность Службы ранней помощи, являются:

1) Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет, и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.

2) Семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Основные критерии отнесения ребенка к категории детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья:

Возраст ребенка в диапазоне значений от 0 до 3 лет;

Наличие интеллектуального, сенсорного, эмоционального, двигательного, речевого недостатка или их сочетаний

Наличие потребности в специальном комплексном сопровождении развития.

Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения, раскрывающих проблемы оказания помощи лицам с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

13-14 ноября в МПГУ проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». Ее организатором выступила кафедра дошкольной дефектологии под руководством д.п.н., проф. Л.А. Головчиц. В конференции приняли участие свыше 600 человек: это ученые-исследователи, методисты и руководители служб ранней помощи, специалисты коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля из разных регионов России.

В первый день работы прошло пленарное заседание на тему «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем были заслушаны доклады: «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор, вед. н.с. ИКП РАО, старший научный сотрудник Скляднева В.М.; «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н., чл.-кор. РАО, гл. н.с. ИКП РАО; «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор, гл.н.с. ИКП РАО; «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ; «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой дошкольной дефектологии Института детства МПГУ; «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ.

В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  • стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;
  • развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;
  • подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  • подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

Во второй половине дня прошел круглый стол «Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста». В качестве модератора выступила зав. кафедрой дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц.

С докладами выступили: Одинокова Г.Ю. (Москва, ИКП РАО) «Налаживание общения в паре «мать-ребенок» раннего возраста с синдромом Дауна. От исследования к практике»; Пыткова М.Ю., Дроздова Л.М. (Москва, ГБОУ ШКОЛА «Марьино» ) «Системный подход в работе Службы ранней помощи для детей с нарушенным слухом»; Шитикова Е.А. (Самара, ГБУ ДПО Самарской обл., «Центр специального образования») «Организация взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста»; Прокопец Г.А. (Рязань, МБДОУ Детский сад № 65) «Лекотека в помощь родителям и детям»; Воротникова Н.Л., Чаркина Н.В. (г. Орел, МБУ ГОЦППМСП) «Проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с РАС в условиях городского ППМС-Центра»; Кошечкина Т.В. (Москва, ФГАОУ ДПО АПКиППРО) «Введение структурного подразделения «Служба ранней помощи в состав ДОО на основе расчета объема услуг»; Ракевич Е.П. (г. Североморск, МБДОУ д/с № 31) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования в ДОО».

Участники круглого стола отметили:

  • необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;
  • целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;
  • необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.

Во второй день конференции прошел круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста». В качестве модераторов выступили д.п.н., проф. Евтушенко И.В., д.п.н., проф. Головчиц Л.А., к.п.н., проф. Микляева Н.В. На нем выступили с докладами Лунина М.В. (Москва, МПГУ, магистратура) «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте»; Кудрина Т.П. (Москва, ИКП РАО) «Предупреждение нарушения психического развития слепого младенца: система педагогической работы с семьей»; Ефремова Т.И., Сапрунова Е.С. (Москва, ГБОУ СОШ № 1034) «Служба ранней помощи: специфика реализации индивидуального подхода к развитию ребенка»; Андреева Е.Л., Сироткина Т.Ю. (Москва, дошкольное отделение ГБОУ Школа на проспекте Вернадского) «Особенности разработки индивидуальных программ для детей с комплексными нарушениями в развитии»; Третьякова Е.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ как условие реализации индивидуального подхода к ним на занятиях учителя-дефектолога»; Семенова Л.М. (Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева) «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; Кравец С.В. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Особенности адаптации детей с ОВЗ к детскому саду»; Ушакова Т.Б. (респ. Удмуртия, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54) «Доступная среда как одно из приоритетных направлений развития детского сада комбинированного вида»; Михайлова О.Ю. (Москва, дошкольное отделение № 1371 ГБОУ Школа № 922) «Психолого-педагогическая поддержка игры детей с ОВЗ в системе ранней помощи»; Уварова Т.Б. (Московская обл., г. Апрелевка. МАДОУ–детский сад комбинированного вида № 43); «Развитие восприятия, внимания, речи детей с ОВЗ при использовании фонетических ритмо-рифмовок»; Попова Т.Н., Назарова С.А. (Самара, МБДОУ «Детский сад № 378) «Модель психолого-педагогического сопровождения родителей как условие социализации дошкольников с ОВЗ» и др.

В середине дня были организованы два мастер-класса для участников круглых столов и конференции: мастер-класс к.п.н., проф. Н.В. Микляевой по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста; мастер-класс магистра Института детства Т.А.Чудесниковой по организации экспериментариума детей с ОВЗ и родителей в условиях службы ранней помощи и лекотеки.

Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов. По результатам работы круглых столов участники конференции рекомендуют:

  • организацию региональными управлениями образования курсов повышения квалификации для специалистов служб ранней помощи (не менее 144 часов) и систематическое проведение Всероссийских конференций по вопросам совершенствования системы ранней помощи в РФ и формирования сетевых методических служб;
  • организацию общественного запроса в Министерство образования и науки РФ по уточнению часов в нагрузке учителя-дефектолога и учителя-логопеда, педагога-психолога, отводимых на разработку индивидуального образовательного маршрута и программы, с учетом особенностей детей младенческого и раннего возраста;
  • разработку ученым-исследователям и представителям научных школ вузов и публикацию программно-методических материалов по работе с детьми младенческого и раннего возраста разных категорий, взаимодействию с родителями;
  • распространение методистами и руководителями ДОО эффективных педагогических практик по психолого-педагогическому сопровождению детей в условиях служб ранней помощи и инновационных форм дошкольного образования посредством активной работы с педагогической периодикой.

Отдельную благодарность участники конференции выразили руководству Института детства в лице директора к.п.н., доц. Т.А.Соловьевой, декана дефектологического факультета к.п.н., доц. Е.В. Кулаковой, зав. кафедрой дошкольной дефектологии д.п.н., проф. Л.А.Головчиц, всему профессорско-преподавательскому составу (к.п.н., доц. Н.С. Лавской, ст. преп. А.А. Осетровой и др.), студентам-бакалаврам (А. Маравьевой, Д. Куликовой и др.), магистрам (Т. Чудесниковой и др.) и аспирантам (Т. Тимошенко, Д. Белеховой и др.) Института детства!

Текст: Н.В. Микляева

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

16 / 11 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

27 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на “Радио России” (ВГТРК) в программе «Вечерняя смена. Об украинской дипломатии».

27 / 07 / 2019

Июль – время проведения очного этапа Всероссийского конкурса молодежных проектов «Приоритеты Роста» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Конкурс является площадкой для молодых людей с собственным видением будущего России, желающих...

27 / 07 / 2019

С 14 по 21 июля на Благовещенском поле в Сергиевом Посаде проходил IY Молодежный образовательный добровольческий форум «ДороЛето. Территория веры – 2019». Доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Сергей...

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе "Вести в 22.00". Сюжет "Об очередной "узнице" сталинского ГУЛАГа".

26 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на канале «Спас» в программе «До самой сути. Кому будет служить "слуга народа"?».

26 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Темы дня. Польша в роли унтер-офицерской вдовы".

26 / 07 / 2019

В Московском педагогическом государственном университете продолжаются вступительные испытания. Сегодня экзамены по обществознанию сдавали абитуриенты Института физической культуры, спорта и здоровья...

26 / 07 / 2019

Мы продолжаем знакомить Вас с теми, кто выбрал профессию, которая позволяет не разлучаться с детством. Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Екатерина Вайсирова (Новосибирск)...

26 / 07 / 2019

25 июля МПГУ посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Аргентина в России Рикардо Эрнесто Лагорио. Высокого гостя принял ректор университета, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков...

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Россия 24» (ВГТРК) в программе «Окна. К власти пришли люди с украинским образованием».

25 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на радио "Комсомольская правда" в программе "Национальный вопрос. За что можно благодарить Польшу?".

25 / 07 / 2019

У доцента кафедры русского языка Института филологии МПГУ А. И. Грищенко в международном научном журнале «Scrinium», выпускаемом трансконтинентальным издательством «Brill» - одним из мировых лидеров гуманитарного книгоиздания и индексируемом в...

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов в интервью изданию «Слово и Дело» прокомментировал митинг оппозиции в Санкт-Петербурге.

25 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на радио «Спутник» о спецназе на протестах в Донецкой области.

24 / 07 / 2019

Директор Института иностранных языков МПГУ Сергей Алексеевич Засорин на "Первом канале" в программе «Время покажет. Выбор Зеленского».

24 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Наталия Петровна Таньшина на “Радио России” (ВГТРК) в программе "Радиоуниверситет. Революционный ураган в Европе".

24 / 07 / 2019

Институт международного образования продолжает набор будущих студентов. Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии – Наталья Вячеславовна Шедловская поделилась деталями проведения вступительных испытаний...

24 / 07 / 2019

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков принял участие в заседании Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, которое состоялось в Минобрнауки России. Вел заседание Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков...

24 / 07 / 2019

Дорогие абитуриенты МПГУ! Информируем Вас о том, что в августе, во всех институтах и факультетах, пройдут организационные собрания поступивших. О месте проведения, точной дате и времени Вы можете узнать ниже,...

23 / 07 / 2019

Дорогой абитуриент, мы сами когда-то прошли этот путь поступающего и, конечно, понимаем, что именно сейчас тебя интересует множество вопросов про учёбу в институте. В нашей рубрике ты получишь полезную информацию из первых уст...

23 / 07 / 2019

Уже не первый год официальный сайт МПГУ является лидером среди ведущих педагогических вузов страны по посещаемости в период приемной кампании. Это лишний раз подтверждают свежие данные авторитетной системы интернет-мониторинга Alexa...

23 / 07 / 2019

Рабочий день приемной комиссии начинается в 10:00 и заканчивается только в 18:00 (с понедельника по четверг). В пятницу рабочее время сокращается на час. А в субботу поступающим стоит поторопиться и...

23 / 07 / 2019

В завершение работы Летней школы Института филологии МПГУ студенты Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) в сопровождении профессора факультета русского языка и литературы ППУ У Пин и преподавателя кафедры русского...

23 / 07 / 2019

Cтуденты МПГУ посетили одну из главных достопримечательностей Полярного Урала -Ледник Романтиков. Этим походом завершилась двухнедельная практика по Тюменской области. Сотрудники Научного Центра изучения Арктики провели для парней и девушек занимательную...

23 / 07 / 2019

Продолжаем серию репортажей из Отборочной комиссии ИСГО. Сегодня мы встретились с Саградян Анной Араиковной, студенткой направления «Государственное и муниципальное управление». Мое знакомство с МПГУ ИСГО произошло еще в 6 классе,...

22 / 07 / 2019

Профессор Института истории и политики МПГУ Александр Владимирович Пыжиков на "Радио России" (ВГТРК) в программе «Радиоуниверситет. Раскол от Разина до Пугачёва».

22 / 07 / 2019

Чуть больше месяца назад на заседании Комиссии по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры с положительным результатом было рассмотрено ходатайство Университета об установке мемориальной доски В.П.Максаковскому....

22 / 07 / 2019

Институт Детства рад приветствовать абитуриентов! Сотрудники приемной комиссии Института Детства Факультета дефектологии Валерия Кирьянова и Ревкова Ольга рассказали об актуальных образовательных программах и студенческой жизни...

22 / 07 / 2019

В 4-ом выпуске 2019 года научно-теоретического журнала Института философии РАН “Вопросы философии” вышла статья В.С. Меськова «Матетика и будущее педагогики», в которой подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием...

22 / 07 / 2019

Каждый день в наш университет приходят новые абитуриенты, которые стремятся осуществить свою мечту и стать высококлассным специалистом в любимой сфере. Дана Линькова сегодня поступает в магистратуру...

22 / 07 / 2019

Доцент Института истории и политики МПГУ Владимир Леонидович Шаповалов на портале “Экономика сегодня” прокомментировал решение американского суда по иску информационного агентства ФАН к Facebook.

21 / 07 / 2019

19 июля в Корпусе гуманитарных факультетов состоялось торжественное закрытие «Летней школы «Дорога в мир». Выпускники – представители Польши, Армении, Бельгии, Китая – получили свидетельства и сертификаты...

21 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале "ТВ Центр" в программе «Постскриптум. Об Андрее Андреевиче Громыко».

20 / 07 / 2019

Советник при ректорате МПГУ Евгений Юрьевич Спицын на канале «Агитпроп» в программе Константина Сёмина «По-живому. Десоветизация – бомба под Россию».

19 / 07 / 2019

Мы сформулировали самые волнующие абитуриентов вопросы и попросили ответить на них начальника Управления по организации приема поступающих в МПГУ Ольгу Юрьевну Князеву и проректора по развитию МПГУ Василия Вячеславовича Страхова...

19 / 07 / 2019

МПГУ рад встречать абитуриентов! Сотрудники Приемной комиссии готовы помочь каждому с выбором направлений и профилей, а также правильно оформить необходимые документы для поступления. На первом этаже Корпуса гуманитарных факультетов абитуриентов...

19 / 07 / 2019

Студент 1 курса магистратуры Института истории и политики МПГУ Александр Оджо выиграл грантовый конкурс Росмолодёжи на Территории Смыслов с проектом “Исторические квизы для школьников. Наследники Победы”и получил грантовую поддержку в...

19 / 07 / 2019

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых и окружных координационных центров по подготовке и сопровождению вожатских кадров: Александр Томышев (Новосибирск)...